Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Носова Сергея Юльевича на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2020 года по гражданскому делу N 2-2326/2020 по иску Носова Сергея Юльевича к ФКУ "Военный Комиссариат Республики Башкортостан" об устранении нарушений пенсионных прав, признании незаконными действий, зачете в выслугу лет периода службы, перерасчете пенсии и взыскании невыплаченных денежных средств, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Носов С.Ю. обратился в Ленинский районный суд города Уфы с исковым заявлением к ФКУ "Военный Комиссариат Республики Башкортостан" об устранении нарушений пенсионных прав, признании незаконными действий, зачете в выслугу лет периода службы, перерасчете пенсии и взыскании невыплаченных денежных средств, мотивируя свои требования тем, что при принятии решения о назначении и выплате истцу пенсии, ответчик определилпродолжительность выслуги лет истца для назначения надбавки к окладу денежного содержания как 21 год.
До 01 января 2017 года истцу, ежемесячно, начислялась и выплачивалась пенсия в виде оклада денежного содержания, а также ежемесячной 30-ти процентной надбавки за выслугу лет (при выслуге от 20 до 25 лет), в соответствии с ч.13 ст.2 Федерального закона от 7 ноября 2011года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В январе 2017 года истец получил письмо N ЦСР/НВ-58528 от 22 декабря 2016 года, за подписью военного комиссара РБ Харченко И, из которого истцу стало известно о том, что с 01 января 2017 года размер его пенсии стал меньше за счет уменьшения размера надбавки за выслугу лет с 30 процентов до 15 процентов, за счет исключения из выслуги периода его службы в вооруженных Силах Республики Туркменистан с 09 июня 1994 года по 29 декабря 2005 года (11 лет 6 месяцев 21 день). По мнению ответчика, продолжительность выслуги лет истца для надбавки к окладу денежного содержания составляет 09 лет 11 месяцев 21 день, что соответствует 15-ти процентной надбавке за выслугу лет.
В обоснование вышеуказанного расчета выслуги и размера пенсии, ответчик сослался на подпункт "в" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (в том числе и процентной надбавки за выслугу лет для назначения пенсии), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1074, согласно которого в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания засчитываются в календарном порядке: военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).
По утверждению ответчика, поскольку истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Туркменистан и был уволен со службы там же, а не переводился в Вооруженные Силы Российской Федерации и не увольнялся со службы в Российской Федерации, период его службы с 09 июня 1994 года по 29 декабря 2005 года, ранее был необоснованно включен истцу в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания, а потому данный период службы истца исключен из такой выслуги, с перерасчетом размера пенсии истца.
С 01 января 2017 года по вине ответчика, который неправильно исчислил продолжительность выслуги лет истца для надбавки к окладу денежного содержания, истец получает пенсию в меньшем размере, чем ему положено.
Действия ответчика истец считает незаконными, поскольку они основаны на неправильном применении законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, ранее проходивших службу на территории стран СНГ и получающих пенсии на территории Российской Федерации.
Весь период службы истца в Республике Туркменистан должен быть включен в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет на основании подпункта "д" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", согласно которого военнослужащим (гражданам Российской Федерации) в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении периоды их военной службы в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
08 декабря 1991 года было утверждено Соглашение о создании Содружества Независимых государств, которое было ратифицировано Постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-1 от 12.12.1991 года и с этого момента вступило в силу для Российской Федерации.
В период прохождения истцом службы, в состав СНГ входил и Туркменистан. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя.
01 сентября 1993 года между Российской Федерацией и Туркменистаном было заключено "Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных силах Туркменистана и их статусе", ратифицированное Федеральным законом РФ от 22 декабря 1994 года N 71-ФЗ.
На основании вышеизложенного, истец просит суд:
1. Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Башкортостан" Министерства Обороны Российской Федерации, связанные с исключением из выслуги лет для назначения надбавки к окладу денежного содержания периода службы истца Носова С.Ю. в вооруженных Силах Республики Туркменистан с 09 июня 1994 года по 29 декабря 2005 года день (11 лет 6 месяцев 21 день).
2. Обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Башкортостан" Министерства Обороны Российской Федерации включить истцу Носову С.Ю. в выслугу лет для назначения надбавки к окладу денежного содержания период службы истца в вооруженных Силах Республики Туркменистан с 09 июня 1994 года по 29 декабря 2005 года (11 лет 6 месяцев 21 день), и произвести перерасчет и выплату истцу с учетом индексации недополученной пенсии за период с 01 января 2017 года по день рассмотрения спора по существу и в будущем, с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренной ст.2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в размере 30 процентов.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года в исковых требованиях Носова Сергея Юльевича к ФКУ "Военный Комиссариат Республики Башкортостан" об устранении нарушений пенсионных прав, признании незаконными действий, зачете в выслугу лет периода службы, перерасчете пенсии и взыскании невыплаченных денежных средств, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Носовым С.Ю, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения о полном удовлетворении требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, с 05 мая 1974 года по 27 мая 1976 года Носов С.Ю. проходил военную службу по призыву и в период с 10 июля 1986 года по 09 июня 1994 года проходил службу на должностях пожарника и милиционера на территории Туркменской ССР, что соответствует 9 годам 11 месяцам 21 дню.
С 09 июня 1994 года по 29 декабря 2005 год истец проходил военную службу в органах внутренних дел и войсковых частях, дислоцирующихся на территории Республики Туркменистан.
Согласно выписки из приказа Министра обороны Республики Туркменистан N 0328 от 19.12.2005 года, истец Носов С.Ю. уволен с действительной военной службы в запас по ст. 46 п. 1 пп. А по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет составила 21 год 6 мес. 11 дней.
После увольнения со службы в Вооруженных Силах Республики Туркменистан Носов С.Ю. прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в декабре 2006 года, признан гражданином РФ с 31.07.2008 года. С 31.12.2010 года, то есть с момента обращения за назначением пенсии, является получателем пенсии за выслугу лет.
Пенсия истцу Носову С.Ю. была назначена с 31.01.2010 года и выплачивалась до 01.01.2017 года с процентной надбавкой за выслугу лет 30%.
С 01.01.2017 года размер пенсии приведен в соответствие с действующим законодательством РФ, а именно произведен перерасчет выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, которая составляет 9 лет 11 месяцев без учета службы в Республике Туркменистан, надбавка за выслугу лет ему установлена в размере 15 процентов в соответствии с предусмотренной п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" надбавкой при выслуге от 10 до 15 лет.
Как установлено судом, Носов С.Ю. в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации не переводился, после окончания переходного периода остался на службе в Вооруженных силах Республики Туркменистан, был уволен с действительной военной службы приказом Министра обороны Туркменистана.
Соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о пенсионном обеспечении военнослужащих, предусматривающего взаимный учет выслуги лет в Вооруженных Силах сторон международного договора, не имеется.
В приведенном истцом Соглашении между Российской Федерацией и Туркменистаном о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных силах Туркменистана и их статусе от 01 сентября 1993 года положений о взаимном признании выслуги лет в Вооруженных Силах сторон не имеется.
Указанным Соглашением предусмотрено сохранение гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу в воинских формированиях Вооруженных Сил бывшего СССР, дислоцированных на территории Туркменистана, заключившим в добровольном порядке контракты о прохождении военной службы с Министерством обороны Туркменистана, правового положения военнослужащего, предусмотренного законам РФ, до 31 декабря 1999 года.
Контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации при прохождении военной службы в Туркменистане истцом в соответствии с условиями названного Соглашения не заключался.
Таким образом, пенсия выплачивается истцу Носову С.Ю. по условиям, нормам и в порядке пенсионного обеспечения, установленного Законом от 12.02.1993 года N4468-1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований на основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу доказательств, суд применил положения Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074, Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года с учетом Консультативного заключения N 01-1/2-09 Экономического Суда СНГ "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года", и исходил из того, что расчет выслуги лет для определения процентной надбавки подлежит определению по нормам законодательства государства нового места жительства, в данном случае - Российской Федерации, которым установлено, что в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки засчитываются в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств только при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в то время как Носов С.Ю. в
установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы не переводился, в связи с чем его выслуга лет для определения процентной надбавки в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим периоды, подлежащие включению в выслугу лет, не составляет 20 лет.
Судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Носова С.Ю. не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно пунктам 13, 14 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более. Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктом "д" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1074, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении период военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Российская Федерация и Туркменистан являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992 года) и от 15.05.1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15.05.1992 года).
В силу статьи 2 указанного Соглашение от 14.02.1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.
Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно статье 2 Соглашения от 15.05.1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Советом глав государств Содружества Независимых Государств от 06.07.1992 года утверждено Соглашение о статусе экономического Суда Содружества Независимых Государств и Положение об экономическом Суде Содружества Независимых Государств (далее - Положение).
Согласно пунктам 1, 5 Положения Экономический суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Экономический суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.
В консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" указано, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.
В соответствии с консультативным заключением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 12.04.2012 года N 01-1/4-11 "О толковании части второй статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" установление соответствия служебного положения, приобретенного бывшим военнослужащим в государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, где проходила его военная служба, аналогичному служебному положению в вооруженных силах государства-участника по новому месту жительства, а также определение размера должностного оклада как составляющей денежного довольствия в целях назначения пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства нового места жительства военного пенсионера.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Учитывая то, что Носов С.Ю. проходил военную службу в спорный период в вооруженных силах Туркменистан в связи с тем, что по истечении переходного периода принял решение о службе в вооруженных силах Туркменистан, доказательств прохождения службы в спорный период на основании международного договора или договора о военном сотрудничестве не представлено, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах Туркменистан и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода, не имеется.
Представленные сторонами доказательства, были оценены судом первой и апелляционной инстанций по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Носова С.Ю. о том, что судами неправильно истолкованы и применены нормы материального права, основаны на ошибочном понимании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Носова Сергея Юльевича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.