Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.
судей Бросовой Н.В, Ромасловской И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ананьева Михаила Михайловича на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-695/2020 по иску Ананьева Михаила Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) об обязании включить в специальный стаж период прохождения срочной военной службы из расчета один год службы за три года службы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Ананьев М.М. с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к УПФР в г. Канаш об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения срочной военной службы с 23 декабря 1982 года по 10 декабря 1984 года из расчета один год за три года службы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней - 06 февраля 2019 года. Исковые требования мотивировал тем, что согласно ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитываются, в том числе периоды прохождения военной службы. Также указывает, что к спорному периоду подлежат применению положения подпункта "к" пункта 109 Постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий".
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года в исковых требованиях Ананьева Михаила Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) об обязании включить в специальный стаж период прохождения срочной военной службы из расчета один год службы за три года службы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 сентября 2020 года решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Ананьевым М.М, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении на новое рассмотрение.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 6 февраля 2020 года Ананьев М.М. обратился в УПФР в г. Канаш с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г.Канаш от 13 февраля 2020 года N825 Ананьеву М.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду отсутствия правовых оснований. Специальный стаж истца в районах Крайнего Севера определен в 12 лет 3 месяца 13 дней, при требуемом - 25 лет, указано о наступлении у него права на досрочную страховую пенсию по старости с 28 ноября 2021 года по достижении 57 лет 6 месяцев.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода военной службы с 23 декабря 1982 года по 10 декабря 1984 года из расчета один год службы за три года службы и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. При этом суд исходил из того, что как по ранее действующему законодательству, так и по действующему в настоящее время законодательству при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды прохождения военной службы по призыву не могут быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 названного выше Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно указанным нормам закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых, пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 этого Федерального закона, засчитывается, в том числе, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Ныне действующий с 01 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Ссылки кассационной жалобы истца на положения подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденного постановлением от 3 августа 1972 года N 590, согласно которому, по мнению истца, спорный период подлежит включению в его специальный стаж, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не принимаются во внимание в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту "к" пункта 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий" кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пункт 109 Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590).
Таким образом, положения подпункта "к" пункта 109, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590, могут применяться лишь к лицам, работавшим во вредных и в тяжелых условиях труда, а также к женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, в то время как истец претендует на назначение ему досрочной страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В связи с вышеизложенным доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку не свидетельствуют об их незаконности и необоснованности.
Обжалуемые судебные постановления в оспариваемой истцом части сомнений в законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 16 сентября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Ананьева Михаила Михайловича без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.