Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хуснуллина Айдара Радиковича на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-194/2020 по иску Хуснуллина Айдара Радиковича к Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании действий незаконными и восстановлении социальных прав, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Хуснуллин А.Р. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании действий незаконными и восстановлении социальных прав, в обоснование указал, что 04 апреля 2016 года семья истца была признана участником программы по обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), на получение социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности из федерального республиканского и местного бюджетов в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года". На момент постановки на очередь, истец работал специалистом в OOO "Раевсахар". С 07 сентября 2017 года по 01 октября 2019 года ему временно пришлось уволиться, устроиться в АО "Тихвинский вагоностроительный завод". С 01 октября 2019 года по настоящее время работает в Альшеевском районе, в ИП главы КФХ Зайнуллина Р.Ф, водителем. В октябре 2019 позвонили из Администрации Альшеевского района Республики Башкортостан и сообщили, что подошла очередь по программе, необходимо подойти с документами в Администрацию. Он подготовил документы сдал их в отдел Администрации. Однако им было отказано в дальнейшем участии в программе в виду того, что истец прерывал свой трудовой стаж в Альшеевском районе Республики Башкортостан. С данным отказом не согласен, считает его незаконным. Прерывая трудовую деятельность в Альшеевском районе Республики Башкортостан истец продолжал проживать был зарегистрированным в Альшеевском районе Республики Башкортостан; так же в Альшеевском районе Республики Башкортостан вместе с истцом проживает его семья состоящая из супруги и двоих несовершеннолетних детей, семья признана малоимущей.
В связи с чем истец просит суд признать решение комиссии администрации муниципального района Альшеевского района Республики Башкортостан по реализации Федеральной целевой про граммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2014 г и на период до 2020 г." от 17.03.2016 о приостановлении выделения субсидии по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" Хуснуллина А.Р. незаконным; признать действия администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан по исключению Хуснуллина А.Р. из муниципального списка граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" на 2016 год незаконными; обязать администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан включить Хуснуллина А.Р. в муниципальный список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" на 2016 год и представить данный список в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года в исковых требованиях Хуснуллина Айдара Радиковича к Администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о признании действий незаконными и восстановлении социальных прав, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2020 года решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Хуснуллиным А.Р, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, постановлением главы администрации сельского поселения Раевский сельский совет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан от 29 марта 2016 года, N 75 истец Хуснуллин А.Р, с составом семьи: Хуснуллина З.Р. (жена), Хуснуллин А.А, (сын), Хуснуллин И.А, (сын), Зайнуллина Г.В, (бабушка), Мухаммадеева Р.Л, (тетя), зарегистрированные по адресу: "адрес", признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.
04 апреля 2016 года Хуснуллин А.Р. обратился с заявлением о включении его с составом семьи (на момент подачи заявления, состоящей из супруги - Хуснуллина З.Р. и сына - Хуснуллин А.Л.) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", по категории "Молодая семья".
Хуснуллин А.Р. на основании поданного им заявления был признан участником подпрограммы и поставлен в очередь на получение субсидии.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан письмом от 07 ноября 2019 года N РБ-22-7254 направил в адрес администрации предварительный объем дополнительных субсидий, представляемый бюджету муниципального района для предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан" на 2019 год и график предоставления документов заявителей.
Хуснуллин А.Р. был приглашен в администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан для актуализации (обновления) пакета документов с целью получения социальной выплаты (субсидии).
В связи с тем, что Хуснуллин А.Р. перестал соответствовать критериям (условиям) Подпрограммы администрацией муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, было установлено, что право на получение субсидии истцом было утеряно.
21 ноября 2019 года истец обратился с жалобой на имя главы администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о несогласии с вынесенным решением об исключении из списка участников программ.
Решением администрации муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (письмо от 20 декабря 2019 года N 5196), Хуснуллину А.Р. был дан развернутый ответ об исключении из вышеуказанных списков по мотиву того, что трудовой стаж истца в сельской местности был прерван.
Как следует из учетного дела и копии трудовой книжки истца, Хуснуллин А.Р, на момент постановки на учет как участника Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территории на 2014-2017 годы, и на период до 2020 год", в 2016 году, работал специалистом в ООО "Раевсахар" на территории муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан.
Дата трудоустройства в ООО "Раевсахар" 25 марта 2015 года.
Согласно записям в трудовой книжке, истец 07 сентября 2017 года был уволен по собственному желанию из ООО "Раевсахар", где работал с 25 марта 2015 года по 29 апреля 2015 года в должности охранника, с 29 апреля 2015 года по 04 октября 2016 года начальником караула, с 04 октября 2016 года по 07 сентября 2017 года электрогазосварщиком.
В последующем, 14 марта 2018 года Хуснуллин А.Р. трудоустроен в ООО "ПРОК-ТОР" г. Санкт-Петербург обрубщиком, где проработал до 31 октября 2018 года до увольнения по собственному желанию.
Далее, Хуснуллин А.Р. 01 ноября 2018 года был трудоустроен в ООО "Шкипер" г. Санкт-Петербург обрубщиком, где проработал на указанной должности до 10 января 2019 года, переведен на должность слесаря, и проработал до увольнения по собственному желанию 15 января 2019 года.
16 января 2019 года Хуснуллин А.Р. трудоустроен в ООО КС "АСТОК" г. Санкт-Петербург на должность слесаря, где проработал до 30 апреля 2019 года, до увольнения по собственному желанию.
Далее, Хуснуллин А.Р. 01 мая 2019 года трудоустроен в ООО "Логос" г. Санкт-Петербург в производственный отдел слесарем, 04 сентября 2019 года трудовые отношения были расторгнуты по его инициативе.
С 01 октября 2019 года по настоящее время Хуснуллин А.Р. трудоустроен у ИП Глава КФХ Зайнуллин Р.Ф. в должности водителя.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Хуснуллин А.Р. был правомерно исключен из списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", поскольку в настоящий момент не относится к той категории граждан, на которых в настоящее время распространяется действие указанной федеральной целевой программы, Хуснуллиным А.Р. не представлены доказательства осуществления трудовой деятельности на селе, дающее право участвовать в рамках реализации вышеуказанной Программы.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В соответствии со ст. ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", которая действовала до 01 января 2018 года. Согласно данной программе целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем, в том числе предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Государственная поддержка жителей Республики Башкортостан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Башкортостан до 2020 года" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года N 458 (с последующими изменениями).
В целях реализации вышеуказанной федеральной целевой программы, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года N 49 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам Муниципальных районов Республики Башкортостан по мероприятиям федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020года".
В соответствии с пунктом 2.1 данных Правил право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N1 к настоящим Правилам); в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Правил. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N862 "О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (с последующими изменениями); г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суды пришли к обоснованному выводу, что истцом утрачено право на получение субсидии с 07 сентября 2017 года, поскольку он перестал соответствовать критериям (условиям) Подпрограммы, а именно - работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности", в том числе "постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает по трудовому договору или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере".
Факт прерывания трудовой деятельности в сельской местности подтвержден и не оспаривается истцом.
Доводы Кассационной жалобы, что в сельской местности продолжает работать в социальной сфере супруга истца, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, данные доводы основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 2.2. Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам Муниципальных районов Республики Башкортостан по мероприятиям федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020года", предоставление гражданам социальных выплат осуществляется гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, данные доказательства суд не представлены. Следовательно, как правомерно указано судами деятельность супруги истца не отвечает требованиям приведенной выше программы.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Хуснуллина Айдара Радиковича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.