Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Плеханова А.Н, Ромасловской И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 04 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 сентября 2020 г. по гражданскому делу N 2-1230/2020 по иску ФИО1 к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о взыскании неполученной компенсации при увольнении, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царевой Н.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что приказом Комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 июля 2008 года N 1-9 л/с была принята на должность ведущего советника отдела экономического анализа в порядке перевода из Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан (правопреемником которой являлся Комитет Республики Татарстан по тарифам). Приказом от 1 февраля 2017 N 27-1 л/с в порядке перевода на должность переведена заместителем начальника отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи.
На основании приказа Государственного комитета Республики Татарстан от 30 октября 2019 N 238-1 л/с действие служебного контракта от 11 ноября 2011 года N 170 прекращено, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и уволена с государственной гражданской службы Республики Татарстан в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
Ей была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении с 1 ноября 2019 года по 17 декабря 2019 года.
При расчете компенсации были учтены: оплата по окладу, надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение, надбавка за особые условия и надбавка за классный чин. Однако не были учтены: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплаты в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.
Таким образом, при осуществлении выплат при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, а также при выплате отпускных за период с 2010 по 2019 годы работодателем была занижена сумма среднего заработка, что повлекло общее занижение выплат за эти периоды.
09 ноября 2019 года ею в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам направлено требование о выплате недополученных компенсаций при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности в размере 361049 рублей 70 копеек.
В связи с этим, ответчиком произведен перерасчет в части включения 1/12 размера фактически выплаченной единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в расчет среднемесячного денежного содержания для выплаты выходного пособия при увольнении, что составило 14058 рублей 84 копейки.
Также было указано, что разовые выплаты, которые являются выплатами социального характера, и материальное поощрение не являются гарантированными выплатами, в связи с чем не включаются в расчет среднедневного заработка.
На основании изложенного просила суд взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам недополученные компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности в размере 218564 рублей 22 копеек, недополученные отпускные за 2010 - 2019 годы в размере 259 697 рублей 24 копеек, проценты за задержку выплат в размере 8 720 рублей 58 копеек. В случае несвоевременного исполнения судебного акта выплатить проценты до дня его фактического исполнения, компенсацию за фактическую потерю времени, а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 04 марта 2020 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции определением от 23 июля 2020 года в связи с непривлечением к участию в деле Кабинета министров Республики Татарстан, которым формируется фонд оплаты труда государственных гражданских служащих и на основании распоряжений которого производились спорные выплаты, чем затрагиваются интересы данного лица, перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Штейн Е.А. увеличила исковые требования в суде апелляционной инстанции в части процентов за задержку выплат и недоначисленных отпускных, указав, что по состоянию на 17 августа 2020 года сумма процентов составляет 38700 руб. 61 коп. ввиду инфляции, с учетом индексации цен размер недоначисленных отпускных составляет 332 805 руб. 68 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 сентября 2020 г. решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 марта 2020 года по данному делу отменено и принято новое решение.
ФИО1 отказано в удовлетворении иска к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о взыскании неполученной компенсации при увольнении, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просит суд отменить обжалуемые постановления, взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам: недополученные компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности в размере 218 564, 22 рублей; недополученные отпускные за 2010-2019 гг. в размере 332 805, 68 рублей; проценты за задержку выплат в размере 38 700, 61 рублей. При этом просит указать в решении, что в случае несвоевременного исполнения судебного акта ответчик должен будет уплатить проценты до дня его фактического исполнения; компенсацию за фактическую потерю времени, а также компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
ФИО1, Кабинет Министров Республики Татарстан надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Требование, изложенное в жалобе истца о необходимости отмены решения суда первой инстанции не состоятельно, так как данное решение отменено судом апелляционной инстанции, рассмотревшим дело по правилам производства в суде первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 24 Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" фонд оплаты труда государственных служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы, составляют фонд оплаты труда государственных служащих и работников государственного органа (часть 1).
При формировании фонда оплаты труда государственных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (исходя из 12 должностных окладов в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех процентов должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе - в размере 16, 5 процента должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы - в размере семи процентов должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 0, 5 процента должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух процентов должностных окладов;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере двух процентов должностных окладов;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 10 процентов должностных окладов;
8) ежемесячных компенсационных выплат за специальный режим работы, за сложность и напряженность работы и ежемесячной надбавки к должностному окладу за профильную ученую степень - в размере 2, 5 процента должностных окладов (часть 2).
Фонд оплаты труда государственных служащих отдельных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Республики Татарстан;
2) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Порядок формирования фонда оплаты труда государственных служащих и работников государственного органа устанавливается Президентом Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан (часть 6).
Согласно Указу Президента Республики Татарстан от 22.03.2018 N УП-239 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Татарстан" в целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Республики Татарстан, совершенствования оплаты их труда и стимулирования профессиональной служебной деятельности, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" установлено для государственных гражданских служащих Республики Татарстан (далее также - государственные служащие) денежное содержание, состоящее из:
месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - должностной оклад);
месячного оклада государственного служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - оклад за классный чин);
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы;
ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премий за выполнение особо важных и сложных заданий;
ежемесячного денежного поощрения;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
материальной помощи;
ежемесячных компенсационных выплат за специальный режим работы, сложность и напряженность работы;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за профильную ученую степень.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 3 июля 2008 года работала в Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам в должности ведущего советника отдела экономического анализа в порядке перевода из Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан (правопреемником которой являлся Комитет Республики Татарстан по тарифам).
Приказом от 1 февраля 2017 года N 27-1 л/с ФИО1 переведена на должность заместителя начальника отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи.
Приказом Государственного комитета Республики Татарстан от 30 октября 2019 года N 238-1 л/с, в соответствии с пунктом 8.2 части 1, части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действие служебного контракта от 11 ноября 2011 года N 170 прекращено, истица была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и уволена с государственной гражданской службы Республики Татарстан в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.
По условиям служебного контракта денежное содержание ФИО1 состоит из месячного оклада в размере 25 352 руб, надбавки за классный чин (7%), что составляет 1774 руб. 64 коп, надбавки за выслугу лет (30%) - 7605 руб. 60 коп, надбавки за особые условия государственной гражданской службы (7%) - 1774 руб. 64 коп, ежемесячного денежного поощрения (2%) - 507 руб. 04 коп, итого - 37013 руб. 92 коп.
Должностной оклад и оклад за классный чин в соответствии с законодательством о государственной службе составляют оклад месячного денежного содержания государственного служащего (далее - оклад денежного содержания).
При увольнении ответчиком была начислена истице компенсация за неиспользованный отпуск в размере 219 318 руб. 21 коп, из которых 148055 руб.68 коп. - четырехмесячное денежное содержание, 57203 руб. 33 коп. - дополнительная компенсация за увольнение до истечения срока предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению штатов, 14059 руб. 20 коп. перерасчет по дополнительно учтенной единовременной денежной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска.
Оценив представленные в дело документы, суд пришёл к выводу, что суммы материального поощрения, которые не приняты работодателем во внимание для расчета среднего заработка истицы выплачивались на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан за счет средств резервного фонда, не относятся к премиям, которые подлежали включению в расчет среднего заработка истицы.
Указанные выплаты не включены в фонд оплаты и не являются гарантированной выплатой обязательного характера.
Спорные выплаты не являлись частью системы оплаты труда Госкомитета, не зависели от квалификации работников, сложности, качества и количества выполненной работы, условий ее выполнения.
Учитывая, что указанные выплаты не включены в фонд оплаты труда, не предусмотрены трудовым договором, локальными, нормативно-правовыми актами, их нельзя рассматривать как часть заработной платы.
Поскольку они не подлежат учету при определении размера средней заработной платы, у Госкомитета отсутствовала обязанность начислять их и выплачивать.
Кабинет Министров Республики Татарстан в пределах своей компетенции определяет размер ассигнований на финансирование деятельности министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Татарстан в пределах средств, предусмотренных на финансирование деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан в бюджете Республики Татарстан.
Финансирование деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан в пределах выделенных ассигнований.
В случае включения в расчет средней заработной платы спорных денежных средств, поступивших по распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан, действия Госкомитета будут расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку Госкомитет таким образом будет безосновательно увеличивать сумму заработной платы, утвержденной по лимитам бюджетных обязательств и не сможет выплатить не заложенных бюджетом в утвержденном лимите сумму отпускных, по причине отсутствия денежных средств и основания для их выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы о том что фонд оплаты труда государственных служащих отдельных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 3 статьи 24 Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не влекут отмены обжалуемого судебного акта, поскольку судом установлено, что фонд оплаты государственных служащих труда формировался без учёта указанных выплат. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации данные выплаты не предусмотрены.
Ссылка на определения Верховного Суда Российской Федерации, также не является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, указанные определения не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора, приняты по иным делам, при разрешении которых установлены иные обстоятельства.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущении судами нарушений, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи А.Н. Плеханов
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.