Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.
судей Бросовой Н.В, Ромасловской И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаетбаевой Сагиры Галеевны на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-268/2020 по иску Гаетбаевой Сагиры Галеевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гаетбаева С.Г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан о защите пенсионных прав. В обоснование требований указала, что 20 декабря 2019 года обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако решением N 1004728 от 03 февраля 2020 года в установлении досрочной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, таковой исчислен продолжительностью 21 год 05 месяцев 12 дней.
Просила признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан N 1004728 от 03 февраля 2020 года об отказе в назначении досрочной, льготной пенсии незаконным в части; включить в стаж работы для назначения пенсии с особыми условиями по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400 от 28 декабря 2013 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30 августа 2010 года по 03 сентября 2010 года, с 10 ноября 2010 года по 19 ноября 2010 года; период работы в Абзелиловском санатории-профилактории "Караташ" в должности зубного врача с 27 августа 1991 года по 17 ноября 1995 года; период работы в Уральской участковой больнице в должности зубного врача с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года; период работы в ООО "Стамотологический центр "Агат" в должности зубного врача с 06 марта 2017 года по 20 декабря 2019 года; период работы в ГБУЗ ЯНАО "Надымская ГСП" в должности зубного врача с 01 апреля 2015 года по 16 декабря 2016 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 03 августа 1992 года по 23 мая 1995 года, периода нахождения в дородовом отпуске с 13 марта 1992 года по 23 мая 1992 года, в послеродовом отпуске с 24 мая 1992 года по 02 августа 1992 года, а также праздничные дни в Республике Башкортостан (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, День Конституции РБ) в период с 21 февраля 1996 года по 14 апреля 2014 года; обязать ответчика назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения.
Решением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года исковые требования Гаетбаевой Сагиры Галеевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года, отставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Гаетбаевой С.Г, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 20 декабря 2019 года Гаетбаева С. Г. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением N 1004728 от 03 февраля 2020 года ей было отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Стаж лечебной деятельности исчислен продолжительностью 21 год 05 месяцев 12 дней, страховой стаж - 31 год 04 месяца 13 дней.
Из специального стажа Гаетбаевой С.Г. исключены периоды нахождения в отпуске по уходу до 1, 5 лет (3-х лет) с 29 июля 1999 года по 08 августа 2000 года, с 15 января 2009 года по 30 ноября 2009 года; курсы повышения квалификации с 30 августа 2010 года по 03 сентября 2010 года, с 10 ноября 2010 года по 19 ноября 2010 года; период работы в Абзелиловском санатории- профилактории "Караташ" с 27 августа 1991 года по 17 ноября 1995 года;. период работы в Уральской участковой больнице в должности зубного врача с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года; период работы в ООО "Стоматологический центр "Агат" в должности зубного врача с 06 марта 2017 года по 20 декабря 2019 года; нерабочие дни религиозных и республиканских праздников (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, День Конституции Республики Башкортостан, День Республики).
Судом частично удовлетворены исковые требования, возложена обязанность на ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды нахождения Гаетбаевой С. Г. на курсах повышения квалификации, периоды работы в Абзелиловском санатории-профилактории "Караташ", в ГБУЗ ЯНАО "Надымская ГСП" в должности зубного врач, а также нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан.
Период работы в должности зубного врача в Абзелиловском санатории- профилактории "Караташ" включен судом полностью с 27 августа 1991 года по 17 ноября 1995 года, в том числе, периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 03 августа 1992 года по 23 мая 1995 года, периодов нахождения в дородовом отпуске с 13 марта 1992 года по 23 мая 1992 года, в послеродовом отпуске с 24 мая 1992 года по 02 августа 1992 года, заявленные в уточненном иске.
Согласно трудовой книжке, 28 апреля 2014 года Гаетбаева С. Т. принята на должность зубного врача в Уральскую участковую больницу ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ (приказа N 86 от 28 апреля 2014 года); 05 марта 2015 года уволена с работы по, собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК Российской Федерации (приказ N 23 от 05 марта 2015 года).
Во включении в специальный стаж Гаетбаевой С. Г. периода работы в Уральской участковой больнице в должности зубного врача с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года судом первой инстанции отказано, поскольку ГБУЗ РБ "Аскаровская ЦРБ" не подтвержден факт работы истца в указанный период в своем подразделении.
Данное обстоятельство установлено на основании справки N 139 от 17 июня 2020 года, где указано, что Гаетбаева С. Г. в Уральской участковой больнице в должности зубного врача с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года не работала.
Из справки N 138 от 17 марта 2020 года того же учреждения, выданной на основании книги приказов за 1990-2011 года, 2012-2014 годы, лицевых счетов за 1990-2011 годы, 2012-2014 годы, штатного расписания за 1990-2011 годы, 2012-2014 годы, следует, что Гаетбаева С. Г. работала в течение полного рабочего дня на полную ставку в должности зубного врача Уральской участковой больницы в периоды с 21 февраля 1996 года по 29 декабря 2011 года, с 27 января 2012 по 02 декабря 2013 года, с 17 декабря 2013 года по 14 апреля 2014 года.
Сведений о персонифицированном учете истца, как работника Уральской участковой больнице, в период с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года не имеется.
Таким образом, суд пришел к выводу, что данные, внесенные в трудовую книжку истица о периоде ее работы с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года, не подтверждены документально ни сведениями персонифицированного учета, ни справкой работодателя, уточняющей характер работы истца, что исключает включение такого периода в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периода работы в ООО "Стамотологический центр "Агат" в должности зубного врача с 06 марта 2017 года по 20 декабря 2019 года, установил, что работодателем истца является общество с ограниченной ответственностью "Стоматологический центр "Агат", которое относится к коммерческой организации и не может считаться учреждением здравоохранения, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поэтому период работы истца в должности зубного врача с 06 марта 2017 года по 20 декабря 2019 года в ООО "Стоматологический центр "Агат" не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
Между тем такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Выводы судов основаны на вышеуказанных нормах закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Судебными инстанциями учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорные периоды истец работал в обществе с ограниченной ответственностью, являющихся коммерческими организациями, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Данные доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы о том, что основным доказательством работы является трудовая книжка, следовательно период работы в Уральской участковой больнице в должности зубного врача с 28 апреля 2014 года по 05 марта 2015 года должен быть включен в специальный стаж, был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы о том, что и без указанных периодов у нее имеется стаж в 30 лет, ошибочны и ничем не подтверждены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Гаетбаевой Сагиры Галеевны без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
И.М. Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.