Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К, судей Семенцева С.А, Ромасловской И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гурьянова Д.В. на решение Засвияжского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску Территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Майнский район" к Гурьянову Д.В. о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов.
Заслушав доклад судьи Осиповой С.К, выслушав представителя истца Территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Майнский район" и представителя третьего лица Избирательной комиссии Ульяновской области- ФИО4, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Территориальная избирательная комиссия Муниципального образования "Майнский район" (далее ТИК МО "Майнский район") обратилась в суд с иском к Гурьянову Д.В. о возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик был зарегистрирован в качестве кандидата в Совет депутатов муниципального образования "Майнское городское поселение", Совет депутатов МО "Гимовское сельское поселение" и ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенных выборов он был избран депутатом по данным избирательным округам, о чем был извещен с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.
В этот же день в ТИК поступило письменное заявление Гурьянова Д.В. об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования "Гимовское сельское поселение" четвертого созыва, которое не содержало сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, также не предоставлялись. В связи с отказом Гурьянова Д.В. окружная избирательная комиссия отменила решение о признании ответчика избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования "Гимовское сельское поселение".
ДД.ММ.ГГГГ были проведены повторные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Гимовское сельское поселение". Расходы, связанные с подготовкой и проведением данных выборов, составили 320 000 рублей.
Поскольку причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов явился отказ ответчика от получения депутатского мандата без вынуждающих обстоятельств, то в силу закона он обязан возместить ТИК вышеуказанные расходы.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Избирательная комиссия Ульяновской области, администрация муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области, администрация муниципального образования "Гимовское сельское поселение" Майнского района Ульяновской области.
Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения того же суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с Гурьянова Д.В. взысканы пользу территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Майнский район" расходы, связанные с проведением повторных выборов депутатов, в размере 320 000 рублей, в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 6400 рублей.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ Гурьянову Д.В. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений. Считает, что при избрании депутатом в органы местного самоуправления нескольких муниципальных образований, его отказ от мандата является досрочным сложением полномочий уже избранного депутата, что является вынуждающим обстоятельством. Кроме того, у избирательной комиссии не было оснований для проведения повторных выборов.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права допущены судом апелляционной инстанции.
Подпунктом "в" п.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно пунктам 6, 6.1, 7 ст.70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное п.6 данной статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
Согласно ст.94 Закона Ульяновской области N избирательная комиссия муниципального образования после определения результатов выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами представительного органа муниципального образования, после чего они обязаны в 5-дневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении их от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.
В случае если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит требование, предусмотренное п.6 ст.70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ и п.1 данной статьи, окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
Если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить избирательной комиссии муниципального образования произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.
В силу п.3 ст.94 Закона Ульяновской области N вынуждающими обстоятельствами являются: 1) признание судом лица недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) признание судом лица безвестно отсутствующим или объявление умершим; 3) установление в законном порядке стойкой неспособности лица по состоянию здоровья осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования; 4) вступление в отношении лица в законную силу обвинительного приговора суда;5) установление в законном порядке стойкого расстройства здоровья близких родственников, влекущее необходимость постоянного ухода за ними; 6) смена места жительства лица, влекущая постоянное проживание на территории другого муниципального образования; 7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 8) прекращение у лица гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования; 9) назначение лица на должность, исполнение обязанностей по которой в соответствии с законодательством несовместимо со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования ТИК МО "Майнский район", суд первой инстанции исходил из того, что Гурьянов Д.В, будучи зарегистрированным в качестве кандидатов в Совет депутатов муниципального образования "Майнское городское поселение", Совет депутатов МО "Гимовское сельское поселение", а затем, будучи избранным депутатом по данным избирательным округам, отказался от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования "Гимовское сельское поселение" Майнского района Ульяновской области четвертого созыва, без вынуждающих к тому обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с данными выводами согласиться нельзя в силу следующего.
Часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пп. 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Из ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что законом допускается возможность регистрации гражданина в качестве кандидата для участия одновременно в различных выборах, в частности, в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления.
В то же время ч.6 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. К указанным обстоятельствам законом может быть отнесено избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность (соответственно уровню выборов), предусмотренную Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (пункт 36).
В силу п.5 ст.91 Закона Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" в случае отказа зарегистрированного кандидата от получения депутатского мандата в соответствии с частью 12 статьи 85 настоящего Закона избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат первому из не получивших депутатские мандаты зарегистрированному кандидату из общемуниципальной части списка кандидатов, а если таких нет, то первому из не получивших депутатские мандаты зарегистрированному кандидату из территориальной группы того же списка кандидатов в соответствии с очередностью территориальных групп кандидатов, установленной частью 5 статьи 87 настоящего Закона.
В соответствии с п.1 статьи 93 Закона Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия муниципального образования назначает дополнительные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, если в избирательном округе замещено менее двух третьих депутатских мандатов(п.2).
Иными словами, при досрочном прекращении полномочий депутата(-ов) представительный орган не теряет своего легитимного статуса и может продолжать свою деятельность даже не в полном составе.
Суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что досрочного прекращения полномочий Гурьянова Д.В. в данном случае не имелось, поскольку такого права у Гурьянова Д.В. не возникло.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006-О-О указывается, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, полномочия представительного органа муниципального образования начинаются со дня его первого заседания, а до этого сохраняет свои полномочия предыдущий состав депутатов данного органа. Такой подход федерального законодателя к определению правомочности представительного органа муниципального образования направлен на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий, в том числе исключительных, представительных органов муниципальных образований, что полностью согласуется со ст. 3 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, суды не привели никакого правого обоснования выводу о том, что досрочно может сложить полномочия только зарегистрированный кандидат, а не избранный.
Учитывая вышеуказанное, при рассмотрении данного дела суду следовало дать оценку и установить необходимость назначения и проведения повторных выборов.
Кроме того, согласно протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции дело рассмотрено судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда, а апелляционное определение вынесено теми же судьями, но в составе судебной коллегии по административным делам.
Учитывая, что суд кассационной инстанции полномочиями по проверке фактических обстоятельств дела не наделен, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и, правильно применив нормы материального и процессуального права, определив юридически значимые обстоятельства, с учетом всех доводов апелляционной жалобы разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции определила, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ульяновский областной суд.
Председательствующий подпись С.К.Осипова
Судьи подпись С.А.Семенцев
подпись И.М.Ромасловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.