Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2020 года по гражданскому делу N 2-2344/2020 по иску Тягусова Максима Сергеевича к администрации городского округа Тольятти об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тягусов М.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконными уведомления N 1022-р/5 от 19 февраля 2020 года об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамах реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В обоснование иска Тягусов М.С. указал, что уведомлением от 23 января 2020 года N б/н администрация г.о. Тольятти уведомила истца о том, что ее семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 года по г.о. Тольятти.
На основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти N 1022-р/5 от 19 февраля 2012 года Тягусову М.С. в составом семьи 4 человека было отказано на основании п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 1 к особенностям реализации отдельным мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ".
Истец полагает, что вынесенное в отношении него указанное выше распоряжение является незаконным, считает, что администрация г.о. Тольятти должна выдать Тягусову М.С. с составом семьи 4 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамах реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июля 2020 года исковые требования Тягусова Максима Сергеевича к администрации городского округа Тольятти об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2020 года решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июля 2020 года, отставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в требованиях.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, на основании распоряжения заместителя мэра от 20 июля 2012 года N 8397-р/4 семья Тягусова М.С. с составом семьи 3 человека (в том числе супруга - Тягусова Т.В, сын Тягусов В.М.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" с 10 июля 2012 года.
30 января 2018 года на основании личного заявления и предоставленного пакета документов состав семьи изменен на 4-х человек в связи с рождением ребенка - Тягусова С.М.
Уведомлением от 23 января 2020 года N б/н администрации г.о. Тольятти от истца истребованы документы, необходимые для использования социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения; оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома; осуществление последнего платежа в счет уплаты первого взноса в полном размере; для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита или займа; цены договора участия в долевом строительстве, в число которых входили копия кредитного договора, справка кредитора о сумме остатка основного долга в сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом.
Тягусовым М.С. предоставлены администрации г.о. Тольятти все необходимые документы для получения социальной выплаты в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
На основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти N 1022- р/5 от 19 февраля 2020 года, Тягусову М.С. с составом семьи, состоящей из четырех человек, отказано на основании п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 1 к особенностям реализации отдельным мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1020, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ". Причиной отказа явилось то, что пп. "е" п. 2 Правил не содержит направления использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, направленным на строительство жилых помещений по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
7 июля 2016 года между истцом и АО "Финансово-строительная компания "Лада-Дом" заключен договор N 2952 о долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома, в соответствии с условиями которого застройщик обязуется построить жилой дом поз. 4.6 с инженерно- техническим обеспечением в составе I этапа строительства комплекса зданий и сооружений жилищного и социального назначения по строительственному адресу: "адрес" и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, передать участнику объект долевого строительства квартиру со строительным номером 519.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.5, 2.5.1 общая стоимость строящейся квартиры составляет 1 839 552 рубля, из которых 1 471 640 рублей - средства кредита, предоставленного Тягусову М.С. и Тягусовой Т.В. ПАО Сбербанк по кредитному договору от 7 июля 2016 года N.
Исходя из п. 11 Кредитного договора N от ДД.ММ.ГГГГ целью использование заемщиком потребительского кредита является инвестирование строительства объекта недвижимости: квартира, находящаяся по адресу: квартира строительный N, дом поз. Л 4.6. в составе I этапа строительства комплекса зданий и сооружений жилищного и социального назначения по строительственному адресу: "адрес"
В соответствии с актом приема-передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ N Тягусов М.С, Тягусова Т.В. приняли указанную квартиру со строительным номером 519.
В отношении указанной выше квартиры осуществлен кадастровый учет от 29 декабря 2016 года, присвоен кадастровый N.
10 марта 2017 года право собственности Тягусова М.С, Тягусовой Т.В. на указанное выше жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Суду представлена справка о задолженности заемщика по состоянию на 6 марта 2020 года, согласно которой полная задолженность по кредиту на дату расчета составила 951 805, 98 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что семья истца на момент ее признания в 2012 году участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы меры социальной поддержки не получила, в связи с чем имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы о нарушении процессуальных норм, несвоевременное извещение, опровергается материалами дела, где определением от 16 июня 2020 года привлекая к участию в деле Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, суд 16 июля 2020 года извещает стороны, в том числе и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Доводы о том, что Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области привлекли определением в качестве ответчика, а в решении указано на привлечение в качестве третьего лица, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не повлекли принятие неправильного судебного акта.
Доводы в кассационной жалобе, в том числе, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 Правил, поскольку в 2012 году, на момент признания семьи истца участницей, не усматривается факт наличия кредитного договора как, по сути, одного из условий признания семьи истца участницей подпрограммы, поскольку кредитный договор заключен гораздо позднее, в 2016 году, поскольку действовала иная редакция Правил, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции на дату рассмотрения апелляционной жалобы решение суда фактически исполнено, что подтверждается представленной копией свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 9 сентября 2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 октября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.