Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Никоновой О.И, Шайдуллина Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2020 г. по гражданскому делу N 2-917/2020 по иску прокурора города Уфы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальному бюджетному образовательному учреждению Школа N 23 городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий на устранение выявленных нарушений, возложении обязанности приостановить деятельность по эксплуатации здания школы.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, объяснения прокурора шестого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вострокнутовой В.К, судебная коллегия
установила:
прокурор города Уфы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (администрации ГО г. Уфа), Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Школа N 23 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МБОУ Школа N23 ГО г. Уфа) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий на устранение выявленных нарушений, возложении обязанности приостановить деятельность по эксплуатации здания школы.
В обоснование указано, что прокуратурой г. Уфы по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства об образовании, по результатам которой в деятельности администрации ГО г. Уфа, МБОУ Школа N23 ГО г. Уфа выявлены нарушения законодательства о безопасности зданий и сооружений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, установленные техническими заключениями ООО "Бюро строительных экспертиз" от 16 сентября 2019 года и 04 октября 2019 года.
Осуществление ответчиками деятельности по эксплуатации указанного здания с нарушением требований законодательства несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, продолжение работы указанного объекта может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц - всех посетителей и сотрудников МБОУ Школа N 23 ГО г. Уфа, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"
Согласно пунктам 1.6 и 1.7 Устава МБОУ Школа N 23 ГО г. Уфа, утвержденного постановлением администрации ГО г. Уфа от 18 декабря 2015 года N 4215, учреждение является юридическим лицом, которое находится в ведении Управления образования администрации ГО г. Уфа и отдела образования управления по гуманитарным вопросам и образованию администрации Советского района ГО г. Уфа.
Учредителем учреждения является ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно п. 3.13 Устава МБОУ Школа N 23 ГО г. Уфа Республики Башкортостан, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Прокурор просил признать бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа N 23 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: "адрес", незаконным, возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа N 23 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить следующие мероприятия в здании, расположенном по адресу: "адрес":
- устранить нарушения требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, а именно: в литере А - произвести замену наружной стены в осях "1-5/А" и "8-11/А", внутреннего простенка в осях "3/Б"; произвести комплекс усилительно-восстановительных мероприятий в отношении стен подвала и остальных стен; произвести замену перекрытий подвала из сборных железобетонных плит с сечением 400x200 (h) мм в осях "2- 13/Б-Г"; произвести замену деревянных перекрытий подвала по железобетонным балкам в осях "1-3/А-Д" и "2-5/А-Б"; произвести замену деревянных перекрытий 3 этажа; произвести комплекс усилительно-восстановительных мероприятий в отношении деревянных перекрытий 1 и 2 этажа; в литере Б - выполнить фиксацию конструкций стен лестничной клетки, примыкающей к зданию по оси "8", с устройством страховочных стоек под лестничными площадками. При капитальном ремонте/реконструкции - конструкции лестничной клетки заменить; выполнить устройство металлических стяжных поясов наружной стены по фасаду по оси "1" и "3" в уровне перекрытий 1, 2, 3, 4 этажей, а также поперечном направлении в уровне перекрытия 2 этажа по стенам осях "7" и "8"; выполнить усиление простенков (металлическими обоймами) и сопряженных с ними оконных проемов (металлическими рамами) в спортивном зале в осях "4/К", "8/К", в осях "4/Е". В последующем (при капитальном ремонте/реконструкции) выполнить замену поврежденной кирпичной кладки (наружной версты) с перевязкой на глубину до 250 мм в указанных осях и устройством конструктивного армирования кладки стержнями; выполнить усиление простенков наружных стен с устройством металлических обойм в местах с выявленными трещинами над и под оконными проемами: фасад оси "1": в уровне 1 этажа - 4 простенка; в уровне 2 этажа - 3 простенка; в уровне 3 этажа - 1 простенок; в уровне 4 этажа - 1 простенок. Фасад оси "Ж": в уровне 2 этажа - в осях "4/Ж", "7/Ж".
Фасад оси "К": в уровне 2 этажа - в осях "8-7", "6-5", "2" - 3 простенка; в уровне 4 этажа - в осях "2-3" - 1 простенок; выполнить устройство страховочного обрамления проемов поперечных стен в уровне 2 этажа в осях "7" и "8" с последующим устройством стяжного обрамления данных стен; выполнить замену наружной стены кирпичной кладки стен в осях "4-5/Ж" в уровне между 2-3 этажами, и в уровне над перемычками оконных проемов спортзала в осях "4-8/Ж", по стенам лестничной клетки в осях "8-9", (определяется простукиванием на месте, критерий замены - глухой отзвук при простукивании); выполнить увеличение свеса крыши по периметру спортзала вдоль осей "Ж", "К" (спортзала) до величины не менее 600 мм; обводный дренаж, имеющийся по части территории в виде обетонированной траншеи, продолжить в направлении вдоль спортзала в осях "3-9/К" с обеспечением отвода осадков в стороны от здания; выполнить усиление отдельных прогонов перекрытия подвала в осях "1-3/А-В" с имеющейся коррозией арматуры, выполнить усиление плиты перекрытия подвала с имеющимся срезом арматурного стержня и пробивкой отверстия. До выполнения мероприятий - установить страховочные стойки из деревянного бруса; имеющиеся трещины в стенах зачеканить ремонтными составами; выполнить полную замену рулонного кровельного ковра покрытия с обеспечением его герметичности, а также с применением эффективного утеплителя и устройством нормативных узлов примыкания к конструкциям стен; выполнить ремонт/усиление площадках лестничной клетки в осях "1/А-Б" в уровне между 1 и 2 этажами; выполнить ремонт железобетонных плит перекрытия с выявленным отслоением бетона и коррозией конструктивной арматуры.
Крошащийся бетон удалить, удалить продукты коррозии арматуры плит, арматуры промыть, высушить, обработать ингибиторами коррозии, восстановить геометрию бетона ремонтными составами; выполнить ревизию водонесущих и водоотводящих коммуникаций с исключением протечек и подтопления конструкций фундаментов и плит перекрытия подвала; выполнить замену перегородок с выявленными трещинами в уровне помещения 1 этажа (столовой) в осях "Ж-К"; выполнить замену поврежденной кладки парапетов в уровне крыши в осях "4" и "8" с устройством нормативного фартука по парапету и нормативных узлов примыкания крыши и кровли; до проведения работ по капительному ремонту/реконструкции здания помимо вышеперечисленных мероприятий установить мониторинг технического состояния здания по отдельно разрабатываемой программе с устройством гипсовых маяков. Перед капитальным ремонтом/реконструкцией провести дополнительное техническое обследование здания с уточнением технического состояния его конструкции; вышеперечисленные рекомендации реализовать по отдельному техническому решению, разрабатываемому специализированной организацией; при капитальном ремонте/реконструкции выполнить замену конструкций стропильной крыши в полном объеме; при выполнении работ по капитальному ремонту/реконструкции здания также выполнить комплекс инженерно-геологических изысканий с определением физико-механических свойств грунтового основания, оценкой влажностного режима и его изменения за период эксплуатации, и разработкой рекомендаций по дальнейшей эксплуатации здания по результатам исследования.
- устранить нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, а именно: выполнить потолки и стены учебных помещений, кабинетов, рекреаций, коридоров, лестничных пролетов гладкими, без щелей и трещин, исключить дефекты и механические повреждения поверхности полов в учебных помещениях, кабинетах для обеспечения возможности проведения уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в соответствии с требованиями п.п. 4.28, 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"; оборудовать раздевальные школы ячейками для обуви в соответствии с требованиями п. 4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать кабинеты начальных классов, процедурный кабинет, биологии, химии, физики умывальными раковинами с подводкой горячей холодной воды и канализации, в соответствии с требованиями п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать кабинет башкирского и татарского языка N34 солнцезащитными регулированными устройствами (жалюзи) в соответствии с требованиями п. 7.1.8. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать кабинеты биологии, башкирского языка и литературы, географии софитами, предназначенными для освещения классных досок, в соответствии с требованиями п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать все кабинеты для обучающихся начального общего образования партами с наклоном поверхности рабочей плоскости, в соответствии с требованиями п. 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10; оснастить кабинет биологии лаборантской, в соответствии с требованиями п. 4.10. СанПиН 2.4.2.2821-10; оснастить кабинет химии вытяжным шкафом, в соответствии с требованиями п. 5.8. СанПиН 2.4.2.2821-10; оснастить кабинет физики ученическими столами, устойчивыми к действию агрессивных химических веществ с покрытием и защитными бортики по наружному краю стола, в соответствии с требованиями п. 5.8.
СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать помещение приготовления пищи двухгнездной моечной раковиной с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столами с гигиеническим покрытием, холодильником, в соответствии с требованиями п. 5.12. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать плиту в помещении приготовления пищи механической вытяжной вентиляцией, в соответствии с требованиями п. 6.11. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать процедурный кабинет раковиной с подводкой горячей, холодной воды, в соответствии с требованиями п. 5.19.5. СанПиН 2.4.2.2821-10; выделить раздельные санузлы для мальчиков и девочек на первом этаже, оборудовать 1 унитаз кабиной с дверьми, в соответствии с требованиями п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10; оборудовать помещения уборочного инвентаря и выделить отдельные места для хранения всего уборочного инвентаря, оборудованные шкафом, в соответствии с требованиями п. 4.26. СанПиН 2.4.2.2821-10.
- устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить исправность пожарных кранов (представить акт испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу), в соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее Правила); провести проверку ограждения кровли здания, в соответствии с п. 24 Правил; обеспечить возможность свободного открывания эвакуационных выходов изнутри без ключа, в соответствии с п. 35 Правил; представить акт проведения обработки огнезащитным составом деревянных несущих конструкций кровли здания в соответствии с п. 21 Правил, ст. 37 Федерального закона 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; оборудовать третий этаж автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях в соответствии с п. 4 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03; установить аварийное освещение эвакуационных путей и выходов в соответствии с п. 3. НПБ 110-03. В литере А: на 1 этаже: обеспечить возможность свободного открывания двери эвакуационного выхода в правой части здания изнутри без ключа, в соответствии с п. 35 Правил; оборудовать двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах в соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009; обеспечить открывание двери тамбура второго эвакуационного выхода со стороны спортивного зала по направлению выхода из здания в соответствии с п. 6.17 СНиП 21-01-97, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; исключить хранение строительного материала на путях эвакуации в коридоре (правое крыло здания) в соответствии с п. 36 Правил. На 2 этаже: оборудовать двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах в соответствии с п. 6.18 СНиП 21- 01-97, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009.
На 3 этаже: выполнить отделку пола материалом с показателями пожарной опасности в соответствии с таблицей 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В литере Б: на 2 этаже: увеличить ширину эвакуационного выхода из актового зала до 1, 2 м в соответствии с п. 8.1.22 СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97); установить ограждения с перилами на лестницы входа в актовый зал в соответствии с п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, п. 6.28 СНиП 21-01-97; обеспечить открывание двери эвакуационного выхода из актового зала и через кабинет N 24 по направлению выхода из здания, в соответствии с п. 4.2.6 СП 1.13130.2009, п. 6.17 СНиП 21- 01-97. На 3 этаже: в коридоре и перед входом в спортивный зал на путях эвакуации выполнить отделку пола материалом с показателями пожарной опасности в соответствии с таблицей 28 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; увеличить просвет второго эвакуационного выхода из спортивного зала до 1, 2 м в соответствии с п. 8.1.22 СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97; оборудовать двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах в соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009.
На 4 этаже: привести противопожарные люки входов в чердачное помещение здание в исправное состояние в соответствии с п. 61 Правил; оборудовать двери лестничных клеток устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах в соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009); выполнить отделку пола в коридоре на путях эвакуации материалом с показателями пожарной опасности в соответствии с таблицей 28 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; выделить помещения библиотеки ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (деревянные двери) в соответствии с требованиями п. 7.4 СНиП 21- 01-97, п. 1 ст. 88 ФЗ N 123; обеспечить установку радиаторов отопления на лестничной клетке со стороны спортивного зала в соответствии с п. 6.32 СНиП 21-01-97;
возложить на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: "адрес";
возложить на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа N 23 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанность приостановить деятельность по эксплуатации здания, расположенного по адресу: "адрес", до полного устранения нарушений требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, отраженных в исковом заявлении.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2020 г, исковые требования прокурора удовлетворены, за исключением требования обеспечить исправность пожарных кранов (представить акт испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу) и представить акт проведения обработки огнезащитным составом деревянных несущих конструкций кровли здания в соответствии с п. 21 Правил, ст. 37 Федерального закона 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так как представитель истца не поддержал иск в этой части.
В кассационной жалобе администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит отменить апелляционное определение, как незаконное, и направить дело на новое апелляционное рассмотрение, указывает на допущенные судом первой и апелляционной инстанции такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального законодательства, которые повлияли на исход дела и без устранения, которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
В судебное заседание представители администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления образования администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа N 23 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Башкортостан не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора Вострокнутовой В.К, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Из материалов дела следует и судами установлено, что прокуратурой г. Уфы в соответствии с поручением прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и МБОУ Школа N23 ГО г. Уфа Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности в здании МБОУ Школа N23 ГО г. Уфа Республики Башкортостан, расположенном по адресу: "адрес".
Согласно техническому заключению по результатам проведения технического обследования перекрытий и стен здания МБОУ Школа N23 ГО г..Уфа Республики Башкортостан по "адрес", от 16 сентября 2019 г, выполненному ООО "Бюро строительных экспертиз", техническое состояние конструкций стен и простенков классифицируется по следующим категориям: 1) Аварийное - следующих конструкций: наружной стены в осях "1-5/А" и "8- 11/А" ввиду продольного поперечного расслоения кладки в уровне 1 этажа на всю высоту простенков и стен; внутреннего простенка в осях "3/Б" с выявленными трещинами с шириной раскрытия до 1, 5 мм; выявлено исчерпание несущей способности и опасности обрушения объекта в указанных осях. Эксплуатация конструкций невозможна без проведения необходимых мероприятий по замене конструкций и последующему мониторингу технического состояния. 2) Промежуточное состояние между ограничено работоспособным и аварийным стен подвала ввиду выявленного постоянного намокания кладки стен. Эксплуатация конструкций невозможна без проведения комплекса усилительно-восстановительных мероприятий и последующем мониторинге технического состояния. 3) Ограничено работоспособное - остальных стен с выявленными трещинами. Эксплуатация конструкций невозможна без проведения комплекса усилительно-восстановительных мероприятий и последующем мониторинге технического состояния. Техническое состояние балок и перекрытий классифицируется следующими категориями технического состояния: техническое состояние балок и перекрытия спортзала в осях "3-10/Г-Е" классифицируется как ограниченно работоспособное; техническое состояние перекрытия подвала из сборных железобетонных плит с сечением 400x200 (h) мм в осях "2-13/Б-Г" классифицируется как аварийное. Эксплуатация конструкций невозможна без проведения комплекса мероприятий по их замене; техническое состояние деревянных перекрытий подвала по железобетонным балкам в осях "1-3/А-Д" и "2-5/А-Б" - классифицируется как аварийное.
Эксплуатация конструкций невозможна без проведения комплекса мероприятий по их замене; техническое состояние деревянных перекрытий классифицируется двумя категориями технического состояния: аварийное - перекрытия 3 этажа. Эксплуатация конструкций невозможна без проведения комплекса мероприятий по их замене; ограниченно работоспособное - деревянных перекрытий 1 и 2 этажа. Эксплуатация конструкций невозможна без проведения комплекса усилительно-восстановительных мероприятий (либо мероприятий по замене) и последующего мониторинга технического состояния.
Состояние строительных конструкций здания по совокупности дефектов приближаются к предельному состоянию. Предельным состоянием характеризуется состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно.
Согласно техническому заключению по результатам проведения технического обследования перекрытий и стен здания МБОУ Школа N23 ГО г..Уфа Республики Башкортостан по "адрес", "адрес" от 4 октября 2019 г, выполненному ООО "Бюро строительных экспертиз", техническое состояние конструкций здания классифицируется следующими категориями: корпус 1 в осях "1-3/А-К": Техническое состояние фундаментов - ограниченно работоспособное. В стенах имеются трещины осадочного характера. Техническое состояние наружных стен по осям "К / 1 - 3", "1" "3" - ограниченно работоспособное. В стенах имеются трещины осадочного характера и деструкция фрагментов кладки в осях "3/Ж"; Техническое состояние стен по осям "2, "А" - работоспособное. Техническое состояние металлических балок перекрытия в уровне 1 этажа (столовой) по оси "2" - работоспособное; Техническое состояние железобетонных плит перекрытий: - аварийное - фрагментов перекрытия подвала (под помещениями столовой) в осях "1-3/А-В". Выявлена значительная коррозия арматуры отдельных прогонов в доборных участках с отслоением бетона; - работоспособное - остальных плит перекрытий; Техническое состояние крыши - ограниченно работоспособное. Имеются продольные трещины в стропилах (рассыхание), следы биопоражения мауэрлата и отдельных конструкций стропильной системы, превышение допустимой влажности деревянных конструкций; Техническое состояние конструкций лестничных клеток классифицируется двумя категориями технического состояния: - ограниченно работоспособное - конструкций лестничной клетки в осях "1-2/А-Б". Имеется трещина в ребре лестничной площадки в осях "1/А - Б" между 1 и 2 этажами; - работоспособное - конструкций лестничной клетки в осях "2 - 3/И- К". Корпус 2 в осях "3 - 9". Техническое состояние конструкций корпуса 2 в осях "3-9/Е- К" предварительно классифицируется следующими категориями технического состояния: Техническое состояние фундаментов - ограниченно работоспособное.
Техническое состояние стен - классифицируется двумя категориями: - аварийное - фрагментов кирпичной кладки стен в уровне спортзала в осях "4/К", и "8/К". Имеется опасность обрушения (вывала) наружной версты кирпичной кладки и наружного прогона с внешней стороны здания в стенах спортзала в осях "4/К", и "8/К", и наружной версты стен пристроенной лестничной клетки в осях "8-9". - ограниченно работоспособное - остальных стен. В стенах имеются трещины осадочного характера и деструкция фрагментов наружной кладки. Техническое состояние многопустотных железобетонных плит перекрытия 1 (технического этажа), 2 этажа классифицируется как работоспособное. Техническое состояние решётчатых балок покрытия спортзала - работоспособное; Техническое состояние ребристых плит покрытия - работоспособное. Техническое состояние скатного фрагмента крыши в осях "3-4" - ограниченно работоспособное. Имеются продольные трещины в стропилах (рассыхание), следы биопоражения мауэрлата и отдельных конструкций стропильной системы; Техническое состояние кровельного покрытия плоской кровли над спортзалом - ограниченно работоспособное. Выявлено ненормативное устройство примыкания рулонного ковра к плоскости стен; пучение/коробление рулонного ковра. Техническое состояние конструкций лестничной клетки в осях "8 - 9" классифицируется как ограниченно работоспособное. Имеются трещины по линии примыкания лестничного марша маршей к стене по оси "8". Требуется ограничить эксплуатацию до момента усиления конструкций.
Для дальнейшей безопасности эксплуатации здания рекомендовано выполнить комплекс усилительно-восстановительных и страховочных мероприятий: 1) исключить доступ обучающихся и персонала к прилегающей территории здания со стороны фасада в осях "4-9/К" с установкой ограждений на расстоянии не менее 10 м от стен; установить страховочные стойки в проемах наружных стен в осях "4/к" и "8/К". Имеющийся вход в школу в осях "2-3/К" обеспечить огражденным проходом с навесом от ворот до двери со смещением потока направления до оси "2"; 2) выполнить фиксацию конструкций стен лестничной клетки, примыкающей к зданию по оси "8", с устройством страховочных стоек под лестничными площадками. При капитальном ремонте/реконструкции - конструкции лестничной клетки заменить; 3) выполнить устройство металлических стяжных поясов наружной стены по фасаду по оси "1" и "3" в уровне перекрытий 1, 2, 3, 4 этажей, а также поперечном направлении в уровне перекрытия 2 этажа по стенам осях "7" и "8"; 4) выполнить усиление простенков (металлическими обоймами) и сопряженных с ними оконных проемов (металлическими рамами) в спортивном зале в осях "4/К", "8/К", в осях "4/Е". В последующем (при капитальном ремонте/реконструкции) выполнить замену поврежденной кирпичной кладки (наружной версты) с перевязкой на глубину до 250 мм в указанных осях и устройством конструктивного армирования кладки стержнями; 5) выполнить усиление простенков наружных стен с устройством металлических обойм в местах с выявленными трещинами над и под оконными проемами: фасад оси "1": в уровне 1 этажа - 4 простенка; в уровне 2 этажа - 3 простенка; в уровне 3 этажа - 1 простенок; в уровне 4 этажа - 1 простенок. Фасад оси "Ж": в уровне 2 этажа - в осях "4/Ж", "7/Ж".
Фасад оси "К": в уровне 2 этажа - в осях "8-7", "6-5", "2" - 3 простенка; в уровне 4 этажа - в осях "2-3" - 1 простенок; 6) выполнить устройство страховочного обрамления проемов поперечных стен в уровне 2 этажа в осях "7" и "8" с последующим устройством стяжного обрамления данных стен; 7) выполнить замену наружной стены кирпичной кладки стен в осях "4-5/Ж" в уровне между 2-3 этажами, и в уровне над перемычками оконных проемов спортзала в осях "4-8/Ж", по стенам лестничной клетки в осях "8-9", (определяется простукиванием на месте, критерий замены - глухой отзвук при простукивании); 8) выполнить увеличение свеса крыши по периметру спортзала вдоль осей "Ж", "К" (спортзала) до величины не менее 600 мм; 9) обводный дренаж, имеющийся по части территории в виде обетонированной траншеи, продолжить в направлении вдоль спортзала в осях "3-9/К" с обеспечением отвода осадков в стороны от здания; 10) выполнить усиление отдельных прогонов перекрытия подвала в осях "1-3/А-В" с имеющейся коррозией арматуры, выполнить усиление плиты перекрытия подвала с имеющимся срезом арматурного стержня и пробивкой отверстия. До выполнения мероприятий - установить страховочные стойки из деревянного бруса; 11) имеющиеся трещины в стенах зачеканить ремонтными составами; 12) выполнить полную замену рулонного кровельного ковра покрытия с обеспечением его герметичности, а также с применением эффективного утеплителя и устройством нормативных узлов примыкания к конструкциям стен; 13) выполнить ремонт/усиление площадки лестничной клетки в осях "1/А-Б" в уровне между 1 и 2 этажами; 14) выполнить ремонт железобетонных плит перекрытия с выявленным отслоением бетона и коррозией конструктивной арматуры.
Крошащийся бетон удалить, удалить продукты коррозии арматуры плит, арматуры промыть, высушить, обработать ингибиторами коррозии, восстановить геометрию бетона ремонтными составами; 15) выполнить ревизию водонесущих и водоотводящих коммуникаций с исключением протечек и подтопления конструкций фундаментов и плит перекрытия подвала; 16) выполнить замену перегородок с выявленными трещинами в уровне помещения 1 этажа (столовой) в осях "Ж- К"; 17) выполнить замену поврежденной кладки парапетов в уровне крыши в осях "4" и "8" с устройством нормативного фартука по парапету и нормативных узлов примыкания крыши и кровли; 18) до проведения работ по капительному ремонту/реконструкции здания помимо вышеперечисленных мероприятий установить мониторинг технического состояния здания по отдельно разрабатываемой программе с устройством гипсовых маяков. Перед капитальным ремонтом/реконструкцией провести дополнительное техническое обследование здания с уточнением технического состояния его конструкции; 19) вышеперечисленные рекомендации реализовать по отдельному техническому решению, разрабатываемому специализированной организацией; 20) при капитальном ремонте/реконструкции выполнить замену конструкций стропильной крыши в полном объеме; 21) при выполнении работ по капитальному ремонту/реконструкции здания также выполнить комплекс инженерно-геологических изысканий с определением физико-механических свойств грунтового основания, оценкой влажностного режима и его изменения за период эксплуатации, и разработкой рекомендаций по дальнейшей эксплуатации здания по результатам исследования.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд второй инстанции, оценив доказательства в совокупности, установив, что обязанность по соблюдению требований законодательства о безопасности зданий и сооружений, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: "адрес" возложена на МБОУ Школа N23 ГО г. Уфа Республики Башкортостан и администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан, а наличие выявленных нарушений указывает на ненадлежащее исполнение ответчиками возложенных на них обязанностей, то есть свидетельствует об их незаконном бездействии, руководствуясь положениями статей 9, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 2, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", исковые требования удовлетворил, поскольку доказательств, подтверждающих принятие ответчиками достаточных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы и письменных пояснений администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о необоснованности выводов суда о бездействии администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Школа N 23 ГО г. Уфа Республики Башкортостан, выразившемся в непринятии мер по обеспечению требований законодательства и возложении обязанности приостановить деятельность по эксплуатации здания, отсутствии доказательств бездействия ответчиков, издание администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлений N313 от 12 марта 2020 г. и N151 от 11 февраля 2020 г, ссылка на закрытие здания, нецелесообразность расходования бюджетных средств на реконструкцию школы излагались ответчиком ранее в суде первой и апелляционной инстанции, они являлись предметом тщательной проверки суда второй инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Напротив, довод о необоснованности предоставления шестимесячного срока для устранения недостатков в апелляционной жалобе ответчиками не приводился, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции указанный довод не являлся.
Отклоняя указанный довод, судебная коллегия полагает, что в случае затруднительности исполнения решения в установленный срок ответчики в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи О.И. Никонова
Р.Р. Шайдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.