Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Бросовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-199/2020 по иску Рафикова Алика Викторовича к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возврате, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Рафиков А.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возврате; включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением; обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование заявленных требований Рафиков А.В. указал, что с момента рождения и до исполнения 23 лет истец относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в указанный период времени мать безвестно отсутствовала и разыскивалась органами внутренних дел, отца не было, до момента помещения в Серменевский детский дом воспитывался с бабушкой, до 30.08.1990 г..являлся воспитанником Серменевского детского дома, находился на государственном обеспечении. В последствии выбыл из детского дома в связи с поступлением в СПТУ, и с 30.08.1990 г..до июня 1994 г..обучался в Месягутовском СПТУ. С 20.06.1994 г..по 24.05.1996 г..проходил службу в вооруженных силах. Каких - либо мер для признания его ребенком сиротой, или ребенком, оставшимся без попечения родителей, учреждения, в которых он находился на государственном обеспечении, не предприняли, что на сегодняшний день исключает возможность реализации его права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Жилым помещением как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен. Считает, что поскольку он относился к категории детей, оставшимся без попечения родителей, за ним не было закреплено жилое помещение на момент помещения в детский дом, не предоставлено и после выбытия из детского дома, в настоящее время жилого помещения не имеет, он подлежит включению в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с вступлением в силу постановления Правительства N 397 от 04.04.2019 г..Он неоднократно обращался в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения его жилым помещением как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако, ранее, до принятия постановления Правительства N 397 от 04.04.2019 г..ему было отказано в связи с тем, что он достиг 23 летнего возраста, и в период времени с 18 лет до 23 лет он не реализовал свое право и не обратился в органы местного самоуправления с заявлением о включении его в список. После принятия постановления Правительства N 397 от 04.04.2019 г, которое исключает возрастной ценз (до 23 лет), он вновь обратился с заявлением в Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, приложив все необходимые документы. Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 1275 от 08.11.2019 г..ему отказано без обоснования причин отказа.
Рафиков А.В. просил признать его лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте (с 15.10.1975 г..по 15.10.1998 г..); включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Рафикова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года отменено. Принято новое решение, которым суд признал Рафикова А.В. лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возврате (с 15 октября 1975 года по 15 октября 1993 года). Включил Рафикова А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Обязал Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Рафикову А.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сроком на 5 лет.
Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обратилась с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года отменить и оставить в силе решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Рафиков А.В. родился 15.10.1975 года.
На основании заявления Рафиковой Г.К. (бабушки Рафикова А.В.) внесена запись о рождении ребенка Рафикова А.В. от 06 сентября 1979 года N 35, согласно которой отцом указан "Рафиков Виктор Алексеевич", матерью - "Рафикова Сагида Фаритьяновна". В пункте 23 данного заявления значится, что мать ребенка разыскивается Всесоюзным розыском с 1976 года по настоящее время.
Из Решения Исполкома Мечетлинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от 08 октября 1979 года N 252 следует, что с заявлением об устройстве Рафикова А.В. в детский дом обратилась бабушка Рафикова Г.К. Исполком райсовета решилпросить Министерство просвещения БАССР устроить Рафикова А.В, 1975 года рождения, в детский дом. При этом указал, что мать мальчика безвестно отсутствует и разыскивается органами внутренних дел, отца нет, мальчик воспитывается у бабушки.
22 октября 1979 года Рафикову А.В. выделена путевка N 371 в Серменевский детский дом.
Из архивной справки Архивного отдела Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N3191/18 от 22.05.2018 года следует, что Рафиков А.В. находился в Серменевском детском доме в качестве воспитанника в период с 14.11.1979 года по 30.08.1990 года.
В 1990 году Рафиков А.В. окончил Серменевскую среднюю общеобразовательную школу Белорецкого района Республики Башкортостан. В период с 01.09.1993 г. по 09.06.1994 г. истец обучался в Месягутовском СПТУ - 177, с 20.06.1994 г. по 24.05.1996 г. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, с 01.10.1996 г. по 25.06.1996 г. проходил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище N 132, с 01.10.1996 г. по 25.06.1997 г. обучался в Бурзянском профессиональном училище.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 15.01.2019 года исковые требования Рафикова А.В. к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, оставлены без удовлетворения. Судом установлено, что до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа Рафиков А.В. не обращался. С заявлением о постановке на учет первый раз он обратился в ноябре 2009 года в орган местного самоуправления в г.Белорецке, в декабре 2009 года - в орган местного самоуправления в п.Межгорье. Отказывая в удовлетворении заявленных Рафиковым А.В. требований, суд пришел к выводу о том, что Рафиковым А.В. не представлено доказательств наличия препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей до 23 лет, на момент обращения истец утратил такое право в связи с достижением установленного законом возраста, а также в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих наличие у истца статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сведений о смерти родителей истца, лишении или ограничении их родительских прав, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлении их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбывании ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождении в местах содержания под стражей, уклонении их от воспитания своих детей, в период до достижения Рафиковым А.В. возраста 18 лет не имеется. Решение вступило в законную силу 19 февраля 2019 года.
10.09.2019 г. Рафиков А.В. обратился в Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан с заявлением о включении его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Письмом от 30.09.2019 г. Администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Рафикову А.В. сообщено о приостановлении срока рассмотрения заявления в связи с предоставлением не полного пакета документов.
Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 1275 от 08.11.2019 г. Рафикову А.В. отказано во включении в указанный список.
Из Выписки из заседания Комиссии по охране прав и интересов лиц, нуждающихся в защите Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 40 от 30.10.2019 г. следует, что Рафикову А.В. отказано во включении в список, поскольку у него отсутствуют документы, подтверждающие утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя) в несовершеннолетнем возрасте.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Рафиковым А.В. не представлено относимых и допустимых доказательств уважительных причин пропуска срока встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в региональные органы государственной власти до достижения 23 лет, оснований для применения положений Постановления Правительства РФ N 397 от 04.04.2019г. суд не усмотрел.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что государство приняло на себя обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, однако в отношении истца данное обязательство не исполнило, отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения Рафикова А.В. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующим на момент разрешения спора. При этом суд сослался на Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2019 года N 397. Истец не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений. Рафиков А.В. имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, поскольку он относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях и не реализовал это право после 01 января 2013 года.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании и применении норм материального права судом апелляционной инстанции заслуживают внимания.
На день окончания пребывания истца в образовательном учреждении (30.08.1990 г.) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа, а также на момент исполнения истцу 23 - х лет (15.10.1998 г.) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей на 1998 год), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Анализ жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших Рафикову А.В. обращению с заявлением к ответчику как до достижения им 23 лет, так и далее до достижения истцом возраста 44 лет.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел указанные выше обстоятельства в качестве юридически значимых по делу и, дав иную оценку установленным судом по делу обстоятельствам, сделал вывод о наличии уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет, посчитав, что допущены упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников, а также должностными лицами, в том числе органов опеки и попечительства, истцу не была разъяснена возможность получения жилья на льготных условиях.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Из материалов дела усматривается, что Рафиков А.В. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого. Каких-либо объективных причин, которые можно рассматривать как уважительные причины, препятствующие Рафикову А.В. обращению с заявлением к ответчику как до достижения им 23 лет, так и далее, истцом не заявлены, а судом не установлены.
Позиция истца о том, что в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 Рафиков А.В. имеет право не зависимо от достижения возраста 23 лет на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, основана на неправильном понимании и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены решения Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года у суда апелляционной инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Рафикова А.В.
Как правильно указал суд первой инстанции, установление факта признания Рафикова А.В. лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после достижения им 23-летнего возраста и при отсутствии обращения за постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, не повлечет для истца необходимых правовых последствий для включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением.
В связи с изложенным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права, решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2020 года отменить, оставить в силе решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.