Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Бросовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Латышевой Галины Маратовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года по иску Латышевой Галины Маратовны к Министерству внутренних дел Республики Башкортостан о признании решения жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел Республики Башкортостан о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и восстановлении в едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА:
Латышева Г.М. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Республики Башкортостан (далее - МВД по Республике Башкортостан) о признании решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и восстановлении в едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что является старшим инженером-программистом информационного центра МВД по Республики Башкортостан, состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании заявления от 30 ноября 2002 года в общей очереди под N 20 в составе семьи: Латышева Г.М, муж - Смышляев П.В, дочь - Латышева Д.Г, сын -Смышляев А.П. Решением жилищно-бытовой комиссии, оформленным протоколом N 3 от 18 февраля 2019 года, Латышева Г.М. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по мотиву обеспеченности жилой площади более 8 кв. м на одного члена семьи, но на основании решения суда была восстановлена на учете. Решением жилищно-бытовой комиссии, оформленным протоколом N 19 от 25 октября 2019 года, она вновь снята с учета, поскольку при постановке на учет указала, что проживает вместе со своей дочерью, 1998 года рождения, в квартире родителей, не указав на факт заключения брака 7 сентября 2002 года со Смышляевым П.В, в связи с чем, не был проверен на наличие или отсутствие права собственности на территории Российской Федерации при проверке условий обеспеченности жилой площади. С указанным решением истица не согласна, полагает, что снята с учета незаконно. Факт заключения брака ею не скрывался, отметка о регистрации брака имеется в паспорте. Возможность совместного проживания с супругом по адресу его регистрации длительное время отсутствовала, поскольку осуществлялся ремонт помещения. С рождением сына - Смышляева А.П, 2005 года рождения, нуждаемость в жилой площади возросла.
При ознакомлении с учетным делом ею выявлены нарушения требований приказа Министерства внутренних дел России от 20 июня 2012 года N 615 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации". Кроме того, визуально установлен факт наличия в оконченном томе дела не приобщенной ксерокопии листа паспорта супруга с регистрацией по месту жительства, вложенной в дело, из чего следует, что представленные ею документы могли быть утеряны. О наличии супруга и месте его регистрации жилищно-бытовой комиссии было известно, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах учетного дела запрос по месту регистрации ее супруга, справка о составе семьи Латышевой Г.М. по месту ее проживания и иные документы. Жилищно-бытовая комиссия располагала указанными сведениями в течение длительного времени, но нахождение ее на учете не оспаривалось. С учетом уточнений требований просила признать решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Башкортостан от 25 октября 2019 года (протокол N 19) о снятии ее и членов семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; обязать восстановить ее в едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий МВД по Республике Башкортостан с членами семьи.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 июня 2020 года исковые требования Латышевой Г.М. удовлетворены. Суд признал решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Башкортостан от 25 октября 2019 года (протокол N19) о снятии Латышевой Г.М. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязал жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Башкортостан восстановить Латышеву Г.М. в едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшении жилищных условий МВД по Республике Башкортостан с членами семьи.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 июня 2020 года отменено и принято новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований Латышевой Г.М.
Латышева М.Г. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Латышева М.Г. и Смышляев П.В. в суде кассационной инстанции доводы жалобы поддержали. Просили апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года отменить.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Латышева Г.М. с 1 декабря 2001 года проходит службу в органах внутренних дел по Республике Башкортостан.
Из учетного дела Латышевой Г. М. следует, что она обратилась с рапортом от 30 октября 2002 года о постановке ее в список очередников на улучшение жилищных условий, указав, что отдельной жилплощади не имеет, проживает вместе с дочерью в квартире родителей.
По результатам рассмотрения рапорта Латышевой Г.М. жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Башкортостан принято решение о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Башкортостан от 18 февраля 2019 года (протокол N 3) Латышева Г. М. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 июля 2019 года, решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Башкортостан от 18 февраля 2019 года (протокол N 3) признано незаконным, на жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Башкортостан возложена обязанность восстановить Латышеву Г. М. в едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшении жилищных условий, с членами семьи.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Башкортостан от 27 сентября 2019 года (протокол N 18) Латышева Г.М. восстановлена на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по заявлению от 30 октября 2002 года с семьей в составе 4 человека: истица, ее муж - Смышляев П.В, дочь - Латышева Д.Г, сын - Смышляев А.П.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Башкортостан от 25 октября 2019 года (протокол N 19) Латышева Г. М. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из указанного решения следует, что в рапорте о постановке на учет от 30 октября 2002 года Латышева Г.М. указала, что проживает вместе с дочерью в квартире родителей составом семьи 5 человек, при этом о заключении брака 7 сентября 2002 года со Смышляевым П. В. не указала, в связи с чем, Смышляев П.В. не был проверен на наличие или отсутствие права собственности на территории Российской Федерации. Комиссией установлено, что при приеме на учет Латышевой Г.М. и членам ее семьи с даты постановки на учет - 30 октября 2002 года по 21 января 2005 года (дата рождения сына Смышляева А.П.) принадлежали: 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, общей площадью 44, 3 кв. м, жилой площадью 32, 7 кв. м, по адресу: "адрес", доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 54, 9 кв. м, жилой площадью 36 кв. м, расположенной по адресу: "адрес" (Латышевой Г.М, ее отцу, матери, брату по 1/4 доли), имели обеспеченность жилой площадью более 8 кв.м. и общей площадью более 12 кв.м. на одного члена семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку законодателем установлены пресекательные сроки, в течение которых действия могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет. Факт того, что Латышевой Г. М. и членам ее семьи на момент постановки на учет - 30 октября 2002 года и по 21 января 2005 года принадлежали 1/2 доли в праве собственности жилого дома, общей площадью 44, 3 кв. м, по адресу: "адрес", и по 1/4 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 54, 9 кв. м, расположенную по адресу: "адрес", не мог быть учтен в 2019 году как основание для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 июня 2020 года и отказывая в удовлетворении исковых требований Латышевой Г.М, судебная коллегия исходила из того, что на момент рассмотрения вопроса о постановке Латышевой Г.М. на учет в едином списке граждан, состоящих в очередности на улучшение жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв.м, а Латышева Г. М. и члены ее семьи имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более 8 кв. м, в связи с чем постановка на данный учет не могла быть признана правомерной.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции правомерно применил пресекательные сроки, а суд апелляционной инстанции, отменяя решение, не указал по каким основаниям указанные сроки не применимы, не могут служить основанием к отмене апелляционного определения в кассационном порядке.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011г. N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01.03.2005г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Данное регулирование основано на норме части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005г.) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Республики Башкортостан от 02.03.1994г. N ВС - 22/32, действующего на момент постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетная норма для принятия граждан на такой учет составляла менее 8 кв.м. жилой площади на одного члена семьи.
Аналогичная норма содержалась в подпункте "а" пункта 6 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Башкирской АССР, утвержденных Постановлением Совета Министров Башкирской АССР, Башоблсовпрофа от 20.06.1990г. N 127, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 квадратных метров.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Республики Башкортостан (ЖК РБ утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 02.12.2005г. N 250-з) право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения в пределах социальной нормы, кроме случаев выявление в представленных гражданами документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Суд первой инстанции, исходя из положений части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что принадлежащие на праве собственности Латышевой Г.М. и членам ее семьи жилые помещения в период с 30.10.2002г. по 21.01.2005г. не могли быть учтен в 2019 году, как основание для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу установленных пресекательных сроков.
Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договора социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным пункты 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договора социального найма.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Принимая во внимание выше изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что на момент рассмотрения вопроса о постановке Латышевой Г.М. на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв.м, а Латышева Г. М. и члены ее семьи имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более 8 кв.м, в связи с чем постановка на данный учет не могла быть признана правомерной.
Запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении пятилетнего срока законом не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что с рождением у истицы сына - Смышляева А.П, 21.01.2005 г.р, обеспеченность в общей площади на всех членов семьи составляла 6, 2 кв.м, соответственно, Латышева Г.М. имела полное право находиться на жилищном учете, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку жилищно-бытовая комиссия МВД по Республике Башкортостан 25 октября 2019 года рассматривала правомерность постановки истицы на учет на 2002 год.
Изучив иные доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они оснований к отмене апелляционного определения не содержат, фактически установленные по делу обстоятельства не опровергают и не ставят под сомнение правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, в целом направлены на переоценку состоявшегося судебного постановления при отсутствии к тому правовых оснований.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом апелляционной инстанции применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Латышевой Галины Маратовны - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.С. Уланова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.