Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-347/2020 по исковому заявлению Мартазиной А.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии по старости, по кассационной жалобе Муртазиной А.Ф.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Муртазина А.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области (далее по тесту - ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области) о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что 27 июня 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением комиссии ГУ УПФР N7 по городу Москве и Московской области в назначении пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа 30 лет.
Истец просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 28 января 2020 года; обязать ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж периоды работы: с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года в должности медсестры Гвоздевского пансионата милосердия Воронежской области; с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года в должности медсестры стационара в Салымской участковой больнице; с 21 октября 1996 года по 23 октября 1996 года, с 05 мая 2014 года по 27 июня 2014 года, с 22 февраля 2016 года по 23 мая 2016 года, с 21 мая 2019 года по 25 июня 2019 года - курсы повышения квалификации, применив льготный порядок исчисления; обязать ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию с 27 июня 2019 года.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 03 марта 2020 года признано незаконным решение ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области об отказе в установлении пенсии от 28 января 2020 года; ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области обязано включить в специальный стаж периоды работы: с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года в должности медсестры Гвоздевского пансионата милосердия Воронежской области; с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года в должности медсестры стационара в Салымской участковой больнице; с 21 октября 1996 года по 23 октября 1996 года, с 05 мая 2014 года по 27 июня 2014 года, с 22 февраля 2016 года по 23 мая 2016 года, с 21 мая 2019 года по 25 июня 2019 года - курсы повышения квалификации; ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области обязано назначить Муртазиной А.Ф. досрочную страховую пенсию по старости с 27 декабря 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года решение Щелковского городского суда Московской области от 03 марта 2020 года отменено в части обязания ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж Муртазиной А.Ф. периоды работы: с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года в должности медсестры Гвоздевского пансионата милосердия; с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года в должности медсестры стационара в Салымской участковой больнице; назначить пенсию по старости с 27 декабря 2019 года. В отмененной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Муртазиной А.Ф. об обязании ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж Муртазиной А.Ф. периоды работы: с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года в должности медсестры Гвоздевского пансионата милосердия; с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года в должности медсестры стационара в Салымской участковой больнице; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 декабря 2019 года отказано.
В кассационной жалобе Муртазиной А.Ф. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает апелляционное определение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Муртазина А.Ф. 27 июня 2019 года обратилась в ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением об отказе в установлении пенсии Управления по Щелковскому муниципальному району и городскому округу Фрязино Московской области ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области от 09 августа 2019 года N1173391/19 Муртазиной А.Ф. отказано в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия необходимого специального стажа 30 лет.
В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии Управления по Щелковскому муниципальному району и городскому округу Фрязино Московской области ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области от 28 января 2020 года N 1173391/19 решение об отказе в установлении пенсии от 09 августа 2019 года N 117339/19 отменено, Муртазиной А.Ф. вновь отказано в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по причине отсутствия необходимого специального стажа 30 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Муртазиной А.Ф. об обязании включить в специальный стаж периоды работы: с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года в должности медсестры Гвоздевского пансионата милосердия Воронежской области; с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года в должности медсестры стационара в Салымской участковой больнице суд первой инстанции исходил из положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно), постановления Совета Министров
РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 (для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно), постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года).
Применяя указанные положения, суд первой инстанции, устанавливая тот факт, что Гвоздевский пансионат милосердия с 01 января 1990 года по 01 января 2002 года являлся правопреемником психоневрологического интерната, при этом предметы и цели функциональной деятельности учреждения не менялись, пришел к выводу о том, что отсутствие наименования учреждения, в котором работала Муртазина А.Ф. в период с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года, в Списках, не свидетельствует об отсутствии у неё права на досрочную страховую пенсию по старости.
При этом суд не согласился с доводами истца о включении указанного периода в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год три месяца, полагая возможным его включение в календарном исчислении.
Апелляционная инстанция при рассмотрении апелляционной жалобы, применяя аналогичные законодательные акты, оценив сведения трудовой книжки истца о приеме её на работу 15 августа 1991 года на должность медсестры в Гвоздевский пансионат милосердия и увольнения 04 октября 1995 года по собственному желанию, пришла к выводу о том, что правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий прав на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в указанный период не имеется, поскольку наименование учреждения "Пансионат милосердия" Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 не предусмотрено.
Следует отметить, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Исходя из положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Судами установлено, что Муртазина А.Ф. обратилась по вопросу назначения страховой пенсии в соответствии с указанной нормой закона.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Судами правомерно сделан вывод о том, что указанное постановление закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.
Апелляционная инстанция, применив положения указанного постановления Правительства, а также постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обосновано указала о том, что наименование учреждения "пансионат милосердия" не предусмотрено, в связи с чем пришла к верному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения периоды работы Муртазиной А.Ф. с 15 августа 1991 года по 04 октября 1995 года в должности медицинской сестры Гвоздевского пансионата милосердия.
Кроме этого, следует отметить, что апелляционная инстанция, рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периода с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года в должности медсестры стационара в Салымской участковой больнице, обоснованно приняв во внимание доводы ответчика, указала, что судом первой инстанции не учтено, что пенсионным органом данный период включен в специальный страховой стаж в добровольном порядке. Само по себе отсутствие в решении об отказе в установлении пенсии Управления по Щелковскому муниципальному району и городскому округу Фрязино Московской области ГУ УПФР N 7 по городу Москве и Московской области от 28 января 2020 года N 1173391/19 какого-либо решения относительно включения/невключения в страховой стаж периода с 03 января 2001 года по 02 сентября 2001 года не свидетельствует о том, что данный период не включен в специальный страховой стаж.
Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исключение из подсчета стажа спорных периодов истца не составляет его продолжительности (30 лет), установленный пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем право на досрочное пенсионное обеспечение у истца на дату обращения в пенсионный орган не возникло.
Относительно доводов кассационной жалобы в той части, что суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции в части зачета стажа работы во время обучения на курсах, не обосновал свое решение, следует отметить, что в апелляционном определении судебной коллегией указано об оценке доводов ответчика в части несогласия с выводами суда о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, посчитав их необоснованными, полагая решение суда в данной части соответствующим нормам материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муртазиной А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.