Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1250/2020 по исковому заявлению Мартыненко Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о включении в страховой и специальный стаж периода работы, нахождение на курсах повышения квалификации, признании права на назначение и выплату досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, по кассационной жалобе Мартыненко Е.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 сентября 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Мартыненко Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее по тексту - УПФР (ГУ) в г.Воронеже), с учетом отказа от части исковых требований, просила включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей период работы с 01 марта 2002 года по 21 сентября 2004 года в должности воспитателя в детском саду в "данные изъяты" включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей период нахождения на курсах повышения квалификации с 07 апреля 2016 года по 22 апреля 2016 года; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с 18 ноября 2019 года; обязать назначить и выплачивать страховую пенсию по старости с 18 ноября 2019 года, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Требования мотивировала тем, что 18 ноября 2019 года она обратилась в УПФР (ГУ) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением УПФР (ГУ) в г.Воронеже от 27 ноября 2019 года N в назначении страховой пенсии по старости было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа - 25 лет. В специальный стаж не был включен период с 01 марта 2002 года по 21 сентября 2004 года работы в должности воспитателя в детском саду "данные изъяты" поскольку в отношении данного периода работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже; не включен в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 07 апреля 2016 года по 2 апреля 2016 года. Считает данное решение незаконным.
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 22 июня 2020 года исковые требования удовлетворены: УПФР (ГУ) в г.Воронеже обязано включить в страховой и специальный стаж Мартыненко Е.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 01 марта 2002 года по 21 сентября 2004 года в должности воспитателя в детском саду "данные изъяты" УПФР (ГУ) в г.Воронеже обязано включить в специальный стаж Мартыненко Е.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период нахождения на курсах повышения квалификации с 07 апреля 2016 года по 22 апреля 2016 года; за Мартыненко Е.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 32013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 18 ноября 2019 года; УПФР (ГУ) в г.Воронеже обязано назначить и выплачивать Мартыненко Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 ноября 2019 года. С УПФР (ГУ) в г.Воронеже в пользу Мартыненко Е.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 сентября 2020 года решение Центрального районного суда г.Воронежа от 22 июня 2020 года отменено в части, принято новое решение, которым в иске Мартыненко Е.В. к УПФР (ГУ) в г.Воронеже об обязании включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 01 марта 2002 года по 21 сентября 2004 года в должности воспитателя в детском саду "данные изъяты" и обязании назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 18 ноября 2019 года отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Мартыненко Е.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18 ноября 2019 года Мартыненко Е.В, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР (ГУ) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением УПФР (ГУ) в г.Воронеже от 27 ноября 2019 года N в назначении страховой пенсии по старости было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа - 25 лет. В специальный стаж, в частности, не был включен период с 01 марта 2002 года по 21 сентября 2004 года работы в должности воспитателя в детском саду "данные изъяты" поскольку в отношении данного периода работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о страховом и специальном стаже; не включен в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 07 апреля 2016 года по 2 апреля 2016 года, так как указанный период не предусмотрен пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Апелляционное определение обжалуется в части отказа в удовлетворении иска об обязании включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 01 марта 2002 года по 21 сентября 2004 года в должности воспитателя в детском саду "данные изъяты" и обязании назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 18 ноября 2019 года.
Доводов относительно законности выводов суда первой и апелляционной инстанции в иной части кассационная жалоба не содержит. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор и отказывая во включении названного периода работы истца в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", обоснованно пришел к выводу о том, что в связи с отсутствием сведений в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица данный период не подлежит включению в специальный страховой стаж.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01 января 2015года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2019г.- не менее 16, 2 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781). Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность воспитателя, а пунктом 1.8. Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года N781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела принято во внимание, что правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела, Мартыненко Е.В. в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 29 ноября 1998 года.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют.
В материалах дела имеются сведения о ликвидации ООО "данные изъяты" в связи с чем возможность корректировки сведений работодателем отсутствует.
Апелляционной инстанцией обоснованно сделаны ссылки о невозможности принятия в качестве доказательств подтверждения специального стажа справки от 21 сентября 2004 года (Правила от 29.10.2002г. N781) и непредставление истцом сведений, уточняющих особый характер работы. Кроме этого, указано о том, что документы ООО "данные изъяты" за 2002-2004 г.г. на хранение в Новохоперский муниципальный архив не передавались.
Исходя из требований части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Таким образом, выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыненко Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.