Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Жемчужина" Аникеевой В.А. на постановление судьи Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 14 мая 2020 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 21 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жемчужина"
установил:
постановлением судьи Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 14 мая 2020 года ООО "Жемчужина" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде предупреждения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 21 июля 2020 года указанное постановление отменено, дело возвращено в районный суд на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Жемчужина" просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой (часть 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в список IV, установлены статьей 30 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которой при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 419 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил журналы должны храниться в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного, за ведение и хранение журнала.
Как следует из материалов административного дела, 21 января 2020 года в 14 часов 00 минут должностным лицом выявлен факт нарушения ООО "Жемчужина", осуществлявшим в период 2013 - 2017 годов деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, правил оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, выразившегося в том, что журналы регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров обществом хранятся в открытом сейфе, ключи, запирающие данный сейф отсутствуют.
Согласно приказу ООО "Жемчужина" от 1 мая 2014 года ответственным за ведение и хранение журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров назначена медицинская сестра Голованова (Замараева) Г.В. (пункт 2 Приказа), которая подтвердила факт хранения журналов в сейфе, не имеющем ключей и не закрывающемся, ключи от кабинета, в котором установлен сейф, находятся не у неё, а у администратора. Таким образом, доступ к журналам имеют лица, не являющиеся ответственными за их хранение.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Жемчужина" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, оценив характер выявленных нарушений, принимая во внимание, что юридическое лицо привлекается к административной ответственности впервые, является субъектом малого и среднего предпринимательства, ссылаясь на положения статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда назначил ООО "Жемчужина" административное наказание в виде предупреждения.
Однако судья областного суда посчитал выводы судьи районного суда неправомерными ввиду следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии же с частями 1, 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах, вывод о назначении административного наказания в виде предупреждения не согласуется с положениями части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, судья областного суда обосновано пришел к выводу о направлении дела на новое рассмотрение.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не находят своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Жемчужина" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что направление дела на новое рассмотрение ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности нельзя признать состоятельными.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение требований статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления является существенным, которое повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение настоящего дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену решения судьи областного суда, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Волгоградского областного суда от 21 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жемчужина" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.