Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н., установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 16 января 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2020 года указанное постановление отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Краснодара в ином составе.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Куцевол А.Н. просит решение судьи краевого суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н. послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 21 декабря 2018 года N 02/2018-03, выданное министерству природных ресурсов Краснодарского края, в установленный предписанием срок, до 1 октября 2019 года, не выполнено.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н. состава административного правонарушения ввиду следующего.
Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 года N 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно примерному перечню мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденному приказом Минприроды России от 18 марта 2008 года N 61, исполнение указанных полномочий предусматривает работы, в том числе по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками.
В целях реализации указанного мероприятия министерством заключен государственный контракт от 29 августа 2017 года с ООО "Позитив" на объект "Закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками", срок выполнения работ - 1 декабря 2017 года.
В рамках выполнения мероприятия изготовлено и установлено 802 информационных знака на 12 водных объектах Краснодарского края (водоохранная зона рек Кудепста, Хоста, Мацеста, Сочи, Западный Дагомыс, Восточный Дагомыс, Шахе, Псезуапсе и Аше на территории муниципального образования город-курорт Сочи; водоохранная зона рек Шепси, Туапсе и Пшенахо на территории муниципального образования Туапсинский район). Установка знаков обеспечит закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью 165, 46 км.
Согласно актам о приемке выполненных работ по указанному государственному контракту, работы выполнены в полном объеме, приняты и оплачены.
Вместе с тем, министерством представлено письмо от 3 октября 2019 года, в котором указано, что регламентом не предусматривается возможность и не определен порядок финансирования работ по поддержанию в надлежащем состоянии специальных информационных знаков. Также действующим законодательством в качестве результата исполнения органами власти субъектов полномочий Российской Федерации по установлению специальных информационных знаков приобретение на них права собственности после завершения работ не предусмотрено, что исключает возможность финансирования мероприятий по их поддержанию за счет бюджетных средств регионов.
Росводресурсами поддержана позиция министерства о наличии правовой неопределенности по данному вопросу, в связи с чем, инициировано рассмотрение затронутой проблемы совместно с Минприроды России.
В связи с отсутствием до настоящего времени сформированной позиции по вопросу финансирования и порядка проведения мероприятий по поддержанию специальных информационных знаков в надлежащем состоянии министерство обратилось в Росводресурсы по вопросу дополнительного информирования о результатах разрешения сложившейся ситуации.
Также министерством представлено письмо от 3 октября 2019 года, согласно которому министерством в соответствии с разработанным планом ведется осмотр специальных информационных знаков, по результатам которого составляются справки об их состоянии.
Судья районного суда посчитал, что министерством принимаются исчерпывающие меры по исполнению полномочий в области охраны водных объектов в части поддержания установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии, в связи с чем, в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем судьей краевого суда установлено, что в соответствии с пунктом 16 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий но осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектом Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает поддержание установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии.
На момент проверки, подтверждающих документов о проведенных мероприятиях по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии не представлено.
В соответствии с письмом департамента водных ресурсов от 20 февраля 2019 года отсутствие утвержденного порядка по поддержанию информационных знаков в надлежащем состоянии не освобождает уполномоченные органы власти от обязанности исполнения возложенных полномочий.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Поскольку вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н. состава административного правонарушения является преждевременным, судья краевого суда обоснованно пришел к правомерному выводу об отмене судебного постановления.
Оснований не согласиться с изложенными выводами не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления водных ресурсов министерства природных ресурсов Краснодарского края Куцевола А.Н. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.