Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зулькафиева Р.А, действующего в интересах Лыцевой Н.В. и Алапаевой А.А, на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 2 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 5 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лыцевой Н.В. и Алапаевой А.А. об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, представителя Лыцевой Н.В. и Алапаевой А.А. по доверенности Зулькафиева Р.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Лыцевой Н.В. и Алапаевой А.А. по доверенности Зулькафиев Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления мэра г. Астрахани от 28 августа 2009 года N 4184-м "Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Волжской, Наб. 1 Мая, Мечникова, Ахшарумова в Кировском и Советском районах" в части установления красных линий непосредственно по части жилого дома литер "Г" общей площадью 302, 2 кв. м, и земельному участку с кадастровым номером N площадью 466 кв. м, расположенных по адресу "адрес".
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 2 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 5 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Лыцевой Н.В. и Алапаевой А.А. по доверенности Зулькафиевым Р.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении и требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 ноября 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 30 ноября 2020 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, представителя истцов по доверенности Зулькафиева Р.А, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, поверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7).
Уставом муниципального образования "Город Астрахань" предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения администрации города Астрахани (подпункт 5 пункта 3 статьи 28). Глава муниципального образования "Город Астрахань" издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения (статья 31).
Оспариваемый муниципальный правовой акт принят в надлежащей форме.
Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 45, части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа), утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа.
Оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным должностным лицом, в пределах своей компетенции.
Проект планировки территории и проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частями 15 и 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением мэра г. Астрахани от 28 августа 2009 года N 4184-м утвержден проект планировки и межевания территории квартала, ограниченного улицами Волжской, Наб. 1 Мая, Мечникова, Ахшарумова в Кировском и Советском районах.
Указанный проект планировки и межевания территории согласован по результатам публичных слушаний, состоявшихся 5 июня 2009 года, с участием граждан, проживающих на данной территории, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией настоящего проекта. Возражений в части утверждения документации по проекту планировки и межевания территории при проведении публичных слушаний не представлено. Процедура проведения публичных слушаний не нарушена.
Постановление об утверждении проекта планировки и межевания территории опубликовано в городском информационном бюллетене "Горожанин" от 5 октября 2009 года N 43 и на сайте администрации г. Астрахани.
Правила введения муниципального правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу не нарушены.
Проектом предусмотрено сохранение улично-дорожной сети как ценного планировочного элемента данной территории в системе центра города, а также благоустройство территорий общего пользования.
Красные линии в составе указанного проекта установлены с учетом материалов Генерального плана г. Астрахани, комплексной транспортной схемы, рекомендациями по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, а также с учетом фактически сложившейся капитальной и исторической застройкой планируемой территории.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Лыцева Н.В. и Алапаева А.А. являются участниками общей долевой собственности по ? доли каждая в отношении жилого дома литер "Г" общей площадью 302, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Оспариваемым постановлением утвержден проект планировки и межевания территории, разработанный ОАО ПИ " "данные изъяты"" в соответствии с муниципальным контрактом от 29 декабря 2008 года.
Красная линия пересекает земельный участок и объект капитального строительства по стене дома.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Установленная в отношении части земельного участка административных истцов зона общего пользования не противоречим нормам действующего законодательства.
При подготовке проекта планировки и межевания территории границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом сложившейся планировки территории (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков (пункты 1, 2 и 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки и межевания территории в части отнесения земельного участка к зоне общего пользования не противоречит действующему градостроительному законодательству, поскольку предполагает осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельного участка, предусмотренных гражданским и земельным законодательством.
Отнесение части земельного участка административных истцов к землям общего пользования не является произвольным, так как определение границ оспариваемой зоны производилось органом местного самоуправления с учетом сложившейся планировки территории в соответствии с документацией по планировке территории.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 2 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.