Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белогорцевой Алины Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Белогорцевой А.И. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
Белогорцева А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым (далее- УПФР в г. Ялта) о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований истица указала, что с 1994 года является получателем пенсии по возрасту. Ранее ей выплачивалась пенсия в размере 1143, 33 гривны. После присоединения Республики Крым к Российской Федерации пенсия была переведена на российские рубли с применением коэффициента 3, 8, а также была добавлена выплата к страховой пенсии, в результате чего размер пенсии составил 8748 рублей. Между тем, по ее (истицы) расчетам с 1 февраля 2015 года ежемесячный размер пенсии должен составлять 15402 рубля, следовательно, ей ежемесячно не доплачивают сумму в размере более 7000 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Белогорцева А.И. просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет причитающейся ей пенсии, выплатить недоплаченную сумму.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Белогорцевой А.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истица просит судебные акты отменить, ее исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, при этом о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. О причинах своей неявки указанные лица не сообщили, отложить судебное разбирательство не просили.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Белогорцева А.И. является получателем страховой пенсии по старости. По состоянию на 18 марта 2014 г. истица являлась получателем пенсии на территории Республики Крым и г. Севастополя, размер которой составлял 1143, 43 гривны.
На основании ч.1 ст.1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего договора.
В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1854-6/14 о порядке использования официальной валюты при осуществлении всех видов платежей на территории Республики Крым при пересчете размеров пенсий, льгот, жилищных субсидий и иных видов социальных выплат необходимо использовать коэффициент пересчета 3, 8.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" постановлено: установить гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячную выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии. Выплата к пенсии производится до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 11 этого же Закона, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории города Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Указ N 192) пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что размер пенсии, подлежащей выплате истице, был переведен в рубли с использованием коэффициента 3, 8 и составил 4345, 03 руб. В последующем, на основании Указа N 192, начиная с апреля 2014 года, истице начислялись и производились дополнительные выплаты к пенсии. На 31 декабря 2014 г. размер пенсии истицы с учетом дополнительных выплат составил 8690, 07 рублей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Белогорцевой А.И, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии. При этом, суд руководствовался положениями вышеприведенных норм права и исходил из того, что установленный истице размер пенсии определен в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и ответчиком при определении размера пенсии нарушений закона не допущено. Суд указал, что размер пенсии, исчисленный в соответствии законодательством Российской Федерации на 1 января 2015 года, меньше размера, который установлен по состоянию на 31 декабря 2014 года, в связи с чем истице обоснованно выплачивается пенсия в сохраненном, более высоком размере.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и с их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Принимая во внимание, что с 1 января 2015 года истица получает пенсию в сохраненном и более высоком размере, который превышает общую сумму начисленной ей по законодательству Российской Федерации пенсии (5530, 38 рублей), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет ее пенсии с учетом доплат к пенсии.
Приведенный истицей в кассационной жалобе расчет пенсии, являлся предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не был принят во внимание, так не соответствует требованиям, подлежащего применению законодательства.
Не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и доводы жалобы истицы о том, что ей выплачивается страховая пенсия по старости, в то время, как, с учетом стажа- 37 лет, должна выплачиваться пенсия по возрасту.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2008 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:1) страховая пенсия по старости;2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (ст. 6 Федерального закона от 28.12.2008 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иных видов пенсий законом не установлено.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белогорцевой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.