Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю Медоева Г.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N21 г. Ейска Краснодарского края от 10 марта 2020 года, решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 20 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора закрытого акционерного общества "Вера" (далее ЗАО "Вера", общество) Колесникова Н.И., установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N21 г. Ейска Краснодарского края от 10 марта 2020 года, оставленным в силе решением судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 20 апреля 2020 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ЗАО "Вера" Колесникова Н.И. по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю Медоев Г.В, направивший дело на рассмотрение судье, ставит вопрос об отмене судебных актов по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Колесников Н.И. извещен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, указанной жалобы. В установленный срок возражения на нее не представлены.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Колесникова Н.И. к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения Колесникова Н.И. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, а именно то, что директор ЗАО "Вера" Колесников Н.И. не выполнил в установленный срок пункты 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 законного предписания N N от 21 декабря 2017 года, вынесенное сотрудником ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю в отношении объекта ТЭК "Площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов" ЗАО "Вера", расположенного по адресу: "адрес".
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности мировой судья пришел к выводу о том, что трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек 21 марта 2019 года, так как срок исполнения предписания установлен до 21 декабря 2018 года.
С указанным выводом согласиться нельзя.
Согласно части 3 статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Санкция части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для должностных лиц в виде дисквалификации, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье для должностных лиц составляет один год, а не три месяца, как указал в своем постановлении мировой судья.
Согласно имеющимся в материалах дела предписания об устранении выявленных нарушений N от 21 декабря 2017 года следует, что установлен срок для устранения выявленных нарушений отраженных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 до 21 декабря 2018 года.
25 октября 2018 года директор ЗАО "Вера" Колесников Н.И. обратился к начальнику Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю с ходатайством о продлении срока устранения выявленных нарушений, отраженных в предписании N от 21 декабря 2017 года.
23 ноября 2018 года врио начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю Домбровский А.Ю. продлил ЗАО "Вера" срок устранения недостатков до 21 ноября 2019 года.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении Колесникова Н.И. производства по делу об административном правонарушении, имели место 22 ноября 2019 года, срок давности привлечения к административной ответственности истек 22 ноября 2020 года.
Следовательно, на момент вынесения мировым судьей постановления (10 марта 2020 года), сроки давности привлечения к административной ответственности директора ЗАО "Вера" Колесникова Н.И. по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истекли.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей Ейского городского суда Краснодарского края.
Необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные мировым судьей нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем в рассматриваемом случае имеются основания для отмены судебных актов.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N21 г. Ейска Краснодарского края от 10 марта 2020 года, решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 20 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ЗАО "Вера" Колесникова Н.И, подлежат отмене.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц равен 1 году.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы начальника Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю Медоева Г.В. срок давности привлечения Колесникова Н.И. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N21 г. Ейска Краснодарского края от 10 марта 2020 года, решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 20 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ЗАО "Вера" Колесникова Н.И, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.