Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу N 16-222/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области (далее - главный государственный инспектор по пожарному надзору ТО ГУ МЧС России Омской области) Юрова Игоря Евгеньевича на вступившие в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Омска от 9 сентября 2020г. и решение судьи Омского областного суда от 6 октября 2020г., вынесенные в отношении департамента имущественных отношений Администрации г.Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору ТО ГУ МЧС России Омской области Юрова И.Е. от 9 июля 2020г. N 58 департамент имущественных отношений Администрации г. Омска признан виновным (далее также Департамент) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Омска от 9 сентября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 6 октября 2020г, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору ТО ГУ МЧС России Омской области от 9 июля 2020г. N 58 отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Юров И.Е, вынесший постановление об административном наказании, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Департамент, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность виновных лиц.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Омской области "Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области" от 15 апреля 2020г. N 131-п на территории Омской области установлен особый противопожарный режим с 16 апреля 2020г. по 15 июня 2020г.
Подпунктом 1 пункта 4 указанного постановления органам местного самоуправления Омской области рекомендовано, наряду с прочим, организовать реализацию настоящего постановления в пределах компетенции, принять меры к увеличению противопожарных разрывов по границам населенных пунктов и созданию минерализованных полос в соответствии с предъявляемыми требованиями, усилить профилактику пожаров в населенных пунктах, прилегающих к лесным массивам.
Из материалов дела следует, что по результатам обследования мест пожаров, возникших в период действия особого противопожарного режима в апреле, мае 2020г. на территориях г.Омска, находящихся в ведении Администрации г. Омска, установлено, что земельные участки не очищены от сухой травы, что способствовало возникновению очагов возгорания.
Полагая ответственным за содержание указанных территорий департамент имущественных отношений - структурное подразделение с правами юридического лица Администрации г.Омска, как уполномоченный собственником земельных участков, на которых произошли пожары, должностное лицо административного органа привлекло Департамент к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Районный суд, отменяя постановление должностного лица административного органа, не согласился с выводами о виновности Департамента, указав, что указанные территории муниципального образования не переданы Департаменту, производство работ по содержанию и уборке территории не входит в компетенцию данной организации.
С выводами судьи районного суда согласился областной суд.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Санкция указанной нормы не содержит исключительные признаки субъекта административной ответственности, следовательно, таким лицом является любое лицо, ответственное за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Согласно п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Однако из Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995г. N 92, и Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26 октября 2011г. N 452 (далее - Положение о Департаменте), не следует, что Департаменту переданы полномочия по содержанию территории муниципального образования или проведению противопожарных мероприятий.
Как правильно отметили судебные инстанции, согласно п.п. 16, 18 Положения о Департаменте, Департаменту переданы управленческие функции в отношении муниципального имущества, полагающие осуществление юридических прав по владению и распоряжению земельными участками.
Из материалов дела не следует, что органом местного самоуправления во исполнение пп.1 п.4 постановления Правительства Омской области "Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области" от 15 апреля 2020г. N 131-п организована реализация указанного постановления.
Доказательствам и материалами дела дана надлежащая судебная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Советского районного суда г. Омска от 9 сентября 2020г. и решение судьи Омского областного суда от 6 октября 2020г. оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору ТО ГУ МЧС России Омской области Юрова И.Е. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.