Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-252/2020, УИД N 54RS0035-01-2020-000419-66 по исковому заявлению Суровой Светланы Валерьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г, заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сурова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное)) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований Сурова С.В. указала, что 12 декабря 2019 г. она обратилась в УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности педагогической деятельности. В стаж педагогической деятельности не засчитаны следующие периоды:
- с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 г. 14 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете;
- с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 г. 17 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете;
- с 21 марта 2007 г. по 3 апреля 2007 г, с 17 апреля 2015 г. по 19 апреля 2015 г, с 24 апреля 2015 г. по 26 апреля 2015 г. (19 дн.) - курсы повышения квалификации;
- с 27 августа 2006 г. по 30 августа 2006 г, 22 ноября 2008 г. (5 дн.) - командировки, связанные с педагогической деятельностью.
Считает не включение указанных периодов в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным.
Периоду обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г, с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. непосредственно предшествовала педагогическая деятельность (работа в должности учителя иностранного языка в Погорельской СШ Чановского района) и за периодом обучения непосредственно следовала педагогическая деятельность (работа в должности завуча в Межгривной неполной средней школе Чановского района, а затем учителем названной школы). На момент подачи заявления о назначении пенсии у неё было 2/3 (16 лет 08 месяцев) педагогического стажа, принятого к зачёту в специальный стаж для назначения пенсии.
Таким образом, период обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете должен включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Также считает, что ответчик необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21 марта 2007 г. по 3 апреля 2007 г, с 17 апреля 2015 г. по 19 апреля 2015 г, с 24 апреля 2015 г. по 26 апреля 2015 г. (19 дн.), поскольку в спорные периоды она занимала должность учителя бюджетного образовательного учреждения, направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, ответчик необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов нахождения её в командировках, связанных с педагогической деятельностью с 27 августа 2006 г. по 30 августа 2006 г. на съезд учителей с сохранением места работы и заработной платы, с 22 ноября 2008 г. по 22 ноября 2008 г. с сохранением места работы и заработной платы, поскольку нахождение в служебных командировках являлось выполнением должностных обязанностей с оплатой по занимаемой должности и необходимыми отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, оснований для отказа во включении данных периодов в специальный стаж не имеется.
Сурова С.В. просила признать незаконным отказ УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) от 25 декабря 2019 г. N о включении в её специальный педагогический стаж периодов: с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 г. 14 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете: с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 г. 17дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете; с 21 марта 2007 г. по 3 апреля 2007 г, с 17 апреля 2015 г. по 19 апреля 2015 г, с 24 апреля 2015 г. по 26 апреля 2015 г. (19дн.) - курсы повышения квалификации; с 27 августа 2006 г. по 30 августа 2006 г, 22 ноября 2008 г. (5дн.) - командировки, связанные с педагогической деятельностью; обязать УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) включить указанные периоды в её специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за указанной пенсией, а именно с 12 декабря 2019 г.; взыскать с УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) в её пользу уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.
Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г, исковые требования Суровой С.В. удовлетворены.
Суд признал решение УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) от 25 декабря 2019 г. N незаконным; обязал УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 года 14 дней) и с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 год 17 дней) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете; с 21 марта 2007 г. по 3 апреля 2007 г, с 17 апреля 2015 г. по 19 апреля 2015 г, с 24 апреля 2015 г. по 30 августа 2006 г. (20 дней) - курсы повышения квалификации; с 27 августа 2006 г. по 30 августа 2006 г, 22 ноября 2008 г. (05 дней) - командировки, и назначить Суровой Светлане Валерьевне досрочную страховую пенсию по старости с 12 декабря 2019 г.
Также с УПФР в г. Татарске и Татарском районе Новосибирской области (межрайонное) в пользу Суровой С.В. взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) просит отменить решение Татарского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в части включения в специальный стаж Суровой С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете; назначении Суровой С.В. досрочной страховой пенсии по старости с 12 декабря 2019 г.; взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины 300 рублей и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 12 декабря 2019 г. Сурова С.В. обратилась в УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 40-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 25 декабря 2019 г. N в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Суровой С.В. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Специальный стаж Суровой С.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составил 20 лет 10 месяцев 29 дней при требуемом стаже 25 лет. При этом к зачёту в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не приняты, в том числе, периоды с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 г. 14 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете; с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 г. 17дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете.
Согласно копии трудовой книжки Суровой (Прискиной) Светланы Валерьевны, 23 сентября 1991 г. она была принята на работу в Погорельскую среднюю школу учителем иностранного языка, уволена 1 июня 1992 г. по собственному желанию; 1 сентября 1992 г. зачислена на 1 курс факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета; 15 сентября 1995 г. была принята на работу учителем иностранного языка в среднюю школу N 189.
Согласно диплому N 18 июня 1997 г, Сурова С.В. в 1992 году поступила и 18 июня 1997 г. окончила Новосибирский государственный педагогический университет.
Удовлетворяя исковые требования Суровой С.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов с 1 сентября 1992 г..по 14 сентября 1995 г..(3 г..14 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете; с 2 июня 1996 г..по 18 июня 1997 г..(1 г..17дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете, суд первой инстанции сослался на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 29 января 2004 г..N 2-П, Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Суровой С.В. было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоду её обучения в Новосибирском педагогическом университете непосредственно предшествовала работа учителем иностранного языка в Погорельской средней школе Чановского района Новосибирской области, за периодом её обучения в Новосибирском педагогическом университете непосредственно последовала работа учителем иностранного языка в средней школе N 189, которая в соответствии Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" подлежала включению в стаж работы по специальности, непосредственно после обучения истица также осуществляла педагогическую деятельность, а потому независимо от
того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж спорных периодов обучения в стаж педагогической деятельности.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о возложении на пенсионный орган обязанности включить Суровой С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 г. 14 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете; с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 г. 17дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы закона приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Суровой С.В. в пенсионный орган).
Право на страховую пенсию по старости, как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учёт периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утверждён Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчинённости учреждений (организаций).
Возможности зачёта работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённом постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Однако обязательным условием зачёта времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе периоды обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности обучения в педагогических учебных заведениях и университетах допускается только при условии прохождения обучения в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Суды первой и апелляционной инстанций в обоснование вывода об обязании ответчика включить в стаж работы Суровой С.В. дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периодов с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 г. 14 дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете; с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 г. 17дн.) - обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете, сослались на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, однако не учли, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Поскольку спорные периоды обучения имели место после 1 января 1992 г, требуемый стаж педагогической деятельности (2/3) согласно Перечню от 17 декабря 1959 г. N 1397 у истца по состоянию на 1 января 1992 г. отсутствовал, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачёта в стаж работы по специальности работникам просвещения периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию, вопреки мнению судебных инстанций, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истицы для решения вопроса о её досрочном пенсионном обеспечении.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о возможности включения периодов обучения Суровой С.В. в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в учреждениях для детей со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Соответственно, не могут быть признаны правомерными и выводы судебных инстанций о возникновении у Суровой С.В. с учётом периодов её обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 12 декабря 2019 г.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, в части удовлетворения исковых требований Суровой С.В. о признании незаконным решения УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) от 25 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 года 14 дней) и с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 год 17 дней) и об обязании ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, указанных периодов обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете, а также о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 12 декабря 2019 г. нельзя признать законными. Они приняты в этой части с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в этой части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в указанной части.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Татарского районного суда Новосибирской области от 11 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г. в части признании незаконным решения УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) от 25 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете работы с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 года 14 дней) и с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 год 17 дней), об обязании УПФР в г. Татарске Новосибирской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периодов обучения в Новосибирском государственном педагогическом университете с 1 сентября 1992 г. по 14 сентября 1995 г. (3 года 14 дней) и с 2 июня 1996 г. по 18 июня 1997 г. (1 год 17 дней), а также о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 12 декабря 2019 г. отменить, в отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Татарский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.