Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-419/2020 (УИД: 42RS0033-01-2020-000452-82) по иску Бирюкова Станислава Петровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 11 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Бирюков С.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что 01 декабря 2017 г. Бирюков С.П. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением УПФР N 1134690/17 от 15 марта 2018 г. Бирюкову С.П. было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа. Требуется 20 лет страхового стажа и 10 лет специального стажа. По подсчетам ответчика страховой стаж составил 7 лет 5 месяцев 14 дней, специальный стаж по Списку N 1 отсутствует, с чем он не согласен.
Со ссылками на нормы права, с учетом уточнения исковых требований просил суд признать решение ответчика незаконным, обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить Бирюкову С.П. в страховой стаж следующие периоды:
- с 1 сентября 1982 г. по 9 января 1986 г. период обучения в СПТУ N 41 г. Селидово Украинской ССР;
- с 10 января 1986 г. по 10 апреля 1986 г. период работы подземным машинистом электровоза на шахте имени С. Коротченка на территории Украины;
- с 11 мая 1986 г. по 14 июня 1988 г. период прохождения военной службы в армии;
- c 26 сентября 1988 г. по 31 декабря 1990 г. период работы машинистом электровоза подземным на шахте им. С. Орджоникидзе;
- с 1 января 1991 г. по 9 мая 1994 г. период работы машинистом электровоза подземным в Шахтоуправлении г. Орджоникидзе "Макеевуголь";
- с 14 декабря 1994 г. по 1 декабря 1996 г. период работы учеником проходчика, подземным проходчиком в Первом шахтопроходческом строительном управлении треста "Донецкшахтострой";
- с 9 августа 1999 г. по 4 августа 2000 г. период работы штамповщиком в открытом акционерном обществе "Дом ЭРМ";
- c 1 мая 2002 г. по 31 июля 2003 г. период работы плиточником - облицовщиком в обществе с ограниченной ответственностью "ДонЕвроСтрой";
- с 1 августа 2003 г. по 11 февраля 2004 г. период работы плиточником - облицовщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Доневрострой";
- с 20 февраля 2004 г. по 30 июля 2004 г. период работы в строительной группе облицовщиком - плиточником в обществе с ограниченной ответственностью "Ландорра";
- с 7 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. период работы машинистом кочегаром в школе N 44 г. Макеевка;
- c 6 февраля 2006 г. по 1 марта 2006 г. период работы проходчиком подземным в Государственном предприятии Макеевуголь шахта "Чайкино";
- с 6 августа 2007 г. по 31 августа 2007 г. период работы облицовщиком - плиточником в обществе с ограниченной ответственностью "Производственная строительная фирма "Комплекс";
- с 11 июня 2012 г. по 17 июля 2014 г. период работы машинистом электровоза в ОП "Шахта "Бутовская";
Обязать УПФР включить ему в специальный стаж следующие периоды:
- с 1 сентября 1982 г. по 9 января 1986 г. период обучения в СПТУ N 41 г. Селидово Украинской ССР;
- с 10 января 1986 г. по 10 апреля 1986 г. период работы подземным машинистом электровоза на шахте имени С. Коротченка на территории Украины;
- с 11 мая 1986 г. по 14 июня 1988 г. период прохождения военной службы в армии;
- c 26 сентября 1988 г. по 31 декабря 1990 г. период работы машинистом электровоза подземным на шахте им. С. Орджоникидзе;
- с 1 января 1991 г. по 9 мая 1994 г. период работы машинистом электровоза подземным в Шахтоуправлении г. Орджоникидзе "Макеевуголь";
- с 14 декабря 1994 г. по 1 декабря 1996 г. период работы учеником проходчика, подземным проходчиком в Первом шахтопроходческом строительном управлении треста "Донецкшахтострой";
- с 11 июня 2012 г. по 17 июля 2014 г. период работы машинистом электровоза в ОП "Шахта "Бутовская".
Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 августа 2019 г, обязать ответчика назначить ему пенсию с указанной даты, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате юридических услуг 15000 рублей и взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 11 сентября 2020 г. исковые требования Бирюкова Станислава Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии удовлетворены частично.
Постановлено признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) N 1134690/17 от 15 марта 2018 г. об отказе Бирюкову С.П. в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части не включения в страховой стаж периодов работы
с 26 сентября 1988 г. по 18 июля 1989, 20 июля 1989 г, с 22 июля 1989 г. по 10 августа 1991 г, с 12 августа 1991 г. по 10 октября 1993 г, с 12 октября 1993 г. по 9 мая 1994 г. машинистом электровоза на шахте им. С. Орджоникидзе, с 1 августа 2003 г. по 11 февраля 2004 г. плиточником - облицовщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Доневрострой", с 7 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. машинистом кочегаром в школе N 44 г. Макеевка, с 11 июня 2012 г. по 30 апреля 2014 г. машинистом электровоза в ОП "Шахта "Бутовская", в специальный стаж период работы с 26 сентября 1988 г. по 18 июля 1989 г, 20 июля 1989 г, с 22 июля 1989 г. по 10 августа 1991 г, с 12 августа 1991 г. по 31 декабря 1991 г. машинистом электровоза на шахте им. С. Орджоникидзе, с 11 мая 1986 г. по 14 июня 1988 г. период прохождения военной службы в армии
и обязать ответчика включить указанные периоды в страховой и специальный стаж соответственно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 ноября 2020 г. решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 11 сентября 2020 г. в обжалованной части оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Баранова Евгения Сергеевича - без удовлетворения.
В кассационной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Как установлено судом первой инстанции, Бирюков С.П. 1 декабря 2017 г. обратился в УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонного) N1134690/17 от 15 марта 2018 г. Бирюкову С.П. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа, поскольку страховой стаж составил 7 лет 5 месяцев 14 дней, при требуемом 20 лет, специальный стаж по Списку N1 отсутствует, при требуемом 10 лет.
В страховой стаж, в связи с отсутствием уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации, истцу не включены следующие периоды: с 9 августа 1999 г. по 4 августа 2000 г. - период работы штамповщиком в ОАО "Дон ЭРМ"; с 1 мая 2002 г. по 31 июля 2003 г. - период работы плиточником-облицовщиком в ООО "ДонЕвроСтрой"; с 1 августа 2003 г. по 11 февраля 2004 г. - период работы плиточником - облицовщиком в ООО "Строительная компания "Доневрострой"; с 20. Февраля 2004 г. по 30 июля 2004 г. - период работы плиточником-облицовщиком в ООО "Ландорра"; с 7 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. - период работы машинистом- кочегаром в общеобразовательной школе N44 г.Макеевка; с 06 августа 2007 г. по 31 августа 2007 г. - период работы плиточником-облицовщиком в ООО "Производственно-строительная фирма "Комплекс".
В специальный стаж по Списку N1, в связи с отсутствием занятости полный рабочий день на подземных работах по добыче полезных ископаемых, истцу не включён период работы подземным машинистом электровоза на шахте имени С.Коротченка на территории Украины с 10 января 1986 г. по 10 апреля 1986 г.
В страховой и специальный стаж по Списку N1 истцу не включены следующие периоды: с 26 сентября 1988 г. по 31 декабря 1990 г. - период работы машинистом электровоза подземным на шахте имени С.Орджоникидзе, так как запись в трудовую книжку внесена с нарушением Инструкции N412 от 19.10.1990, и не подтверждена занятость полный рабочий день на подземных работах по добыче полезных ископаемых; с 1 января 1991 г. по 9 мая 1994 г. - период работы машинистом электровоза подземным в Шахтоуправлении "Макеевуголь" г.Орджоникидзе; с 14 декабря 1994 г. по 1 декабря 1996 г. - период работы учеником проходчика, подземным проходчиком в Первом шахтопроходческом строительном управлении треста "Донецкшахтострой"; с 6 февраля 2006 г. по 1 марта 2006 г. - период работы проходчиком подземным в ОП "Шахта "Чайкино", с 11 июня 2012 г. по 17 июля 2014 г. - период работы машинистом электровоза в ОП "Шахта "Бутовская", в связи с отсутствием уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из справки, уточняющей особый характер работы истца, следует, что в период с 26 сентября 1988 г. по 9 мая 1994 г. Бирюков С.П. работал машинистом электровоза подземным с полным рабочим днём на шахте имени С.Орджоникидзе. При этом 11 августа 1991 г. и 11 октября 1993 г. имел прогулы без уважительной причины, 19 июля 1989 г. и 21 июля 1989 г. участвовал в забастовке.
Из справок о заработной плате для исчисления пенсии следует, что в период с сентября 1988 года по май 1994 года Бирюкову С.П. выплачивалась заработная плата, и на все выплаты начислены страховые взносы.
Согласно сведениям Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2018 г. N1902/04-14 за период работы Бирюкова С.П. в ООО "Строительная компания "Доневрострой" с 1 августа 2003 г. по 28 февраля 2004 г. уплачены страховые взносы.
Согласно справке Пенсионного фонда Украины страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование за период работы истца с 7 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. кочегаром в школе N44 г.Макеевка перечислены в полном объёме.
Из справки, уточняющей особый характер работы истца, следует, что в период с 11 июня 2012 г. по 17 июля 2014 г. Бирюков С.П. работал машинистом электровоза подземным с полным рабочим днём в ОП "Шахта "Бутовская".
Согласно справке о заработной плате в период работы истца в ОП "Шахта "Бутовская" ему начислялась и выплачивалась заработная плата, а на все выплаты начислялись страховые взносы (единый социальный взнос) в Пенсионный фонд Украины. Плата страховых взносов произведена за период июнь 2012 г. - 30 апреля 2014 г.
Указанные сведения также подтверждаются Пенсионным фондом Донецкой Народной Республики.
Разрешая заявленные исковые требования о включении периодов работы истца в страховой стаж с 26 сентября 1988 г. по 18 июля 1989 г, 20 июля 1989 г, с 22 июля 1989 г. по 10 августа 1991 г, с 12 августа 1991 г. по 10 октября 1993 г, с 12 октября 1993 г. по 09 мая 1994 г. машинистом электровоза на шахте имени С. Орджоникидзе, с 1 августа 2003 г. по 11 февраля 2004 г. плиточником-облицовщиком в ООО "Строительная компания "Доневрострой", с 7 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. машинистом-кочегаром в школе N44 г.Макеевка, с 11 июня 2012 г. по 30 апреля 2014 г. машинистом электровоза в ОП "Шахта "Бутовская", суд первой инстанции, принимая вышеуказанные справки, выданные органами (организациями) Донецкой Народной Республики в качестве доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в спорные периоды работы истца, пришёл к выводу об удовлетворении требований в данной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции, приняв также во внимание положения Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 о признании в Российской Федерации документов, выданных соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях районов Донецкой и Луганской областей Украины.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
13 марта 1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого соглашения за иной период, в данное соглашение не вносилось.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
При этом, суд учел, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 (в данном случае из Республики Украина, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения приравнивается к страховому стажу, подтверждение и исчисление которого должно производится по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.
При этом, стаж работы после 01.01.2002 может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. То есть, периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалах дела имеются ответы на запросы суда с территории Украины, которые подтверждают оплату страховых взносов за все вышеуказанные включенные судом периоды в полном объеме.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Включая периоды работы истца с 26 сентября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. в специальный стаж, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, учитывая, что профессия Бирюкова С.П. предусмотрена Списком N1 от 22 августа 1956 г, его занятость по добыче угля полный рабочий день подтверждена документально, в указанный период начислялись и уплачивались страховые взносы, пришёл к обоснованному выводу о включении периода работы истца 26 сентября 1988 г. по 31 декабря 1991 г. (за исключением периодов прогула и забастовки) в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 стать 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом 1 "Добыча угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, слюды, соли и других рудных и нерудных ископаемых подземным способом. Строительство шахт и рудников. Строительство метрополитенов и других подземных сооружений", подразделом 1 "Подземные работы" предусмотрены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.).
В разъяснениях Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 5/8 указывалось на то, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые полный рабочий день выполнением работ, связанных с особыми условиями труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. N 06/12600, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, по периодам работы данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
С учетом стабильного характера работы предприятия дополнительная проверка постоянной занятости в течение полного рабочего дня не требуется.
Доводы кассационной жалобы о том, что нет доказательств выполнения истцом работы по добыче угля не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку Шахта им. С. Орджоникидзе в спорный период осуществляла работы на шахте, что свидетельствует о выполнении истцом в указанный период работ, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях в соответствии с разделом 1 Списка N 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Доводы кассационной жалобы о том, что справка, уточняющая особый характер работы истца в Шахте им. С. Орджоникидзе не заверена надлежаще, а потому не могла быть принята судом, также не влечет отмену судебных актов, поскольку сведений о том, что изложенные в ней сведения являются недостоверными, не представлено.
Подлежал включению в специальный стаж и период прохождения Бирюковым С.П. службы в армии с 11 мая 1986 г. по 14 июня 1988 г, в силу Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которому период прохождения службы включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала периоду службы в армии, либо к работе, которая должна непосредственно следовать за окончанием этого периода.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
В подпункте "к" пункта 109 названного Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в Вооруженных Силах СССР.
При этом при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая должна непосредственно следовать за окончанием этого периода.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов признаются судебной коллегией соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, включая заключение эксперта.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 11 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.