Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-230/2020 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Смольнинское о признании недействующими решения муниципального совета муниципального образования Смольнинское от 6 мая 2020 г. N 61 "Об утверждении Положения о Контрольно-счётной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское" и приложения к данному акту по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Смольнинское на решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителей администрации муниципального образования Смольнинское Колба А.Ф. и Чуракова Д.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей муниципального совета муниципального образования Смольнинское Котина Е.А. и Афанасьевой Ю.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфёновой Е.Г, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением муниципального совета муниципального образования Смольнинское (далее - Муниципальный совет) от 6 мая 2020 г. N 61 утверждено Положение о Контрольно-счётной комиссии названного муниципального образования (далее - Положение) согласно приложению к данному документу.
Указанным Положением предусмотрено, что Контрольно-счётная комиссия муниципального образования Смольнинское (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом муниципального контроля, образуется Муниципальным советом и организационно входит в его структуру. В рамках полномочий, определённых действующим законодательством и данным Положением, Комиссия обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно (пункты 1, 2, 3 статьи 1).
Положением также разрешены вопросы, касающиеся полномочий Комиссии (статья 2); состава, структуры и порядка формирования Комиссии (статья 3); статуса членов Комиссии (статья 4); полномочий председателя и членов Комиссии (статья 5); исполнения требований должностных лиц Комиссии (статья 6); прав, обязанностей и ответственности должностных лиц Комиссии (статья 7); предоставления информации по запросам Комиссии (статья 8); внесения и рассмотрения представлений и предписаний Комиссии (статья 9); гарантий прав проверяемых органов и организаций (статья 10); взаимодействия Комиссии с государственными и муниципальными органами (статья 11); порядка осуществления Комиссией согласования осуществления закупок для муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика (статья 12); обеспечения доступа к информации о деятельности Комиссии (статья 13).
Названный нормативный правовой акт официально опубликован в газете "Муниципальный округ "Смольнинский" 25 мая 2020 г, N 7.
Администрация муниципального образования Смольнинское обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просила признать недействующими решение муниципального совета муниципального образования Смольнинское от 6 мая 2020 г. N 61 "Об утверждении Положения о Контрольно-счётной комиссии Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское" и приложение к данному акту, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетному Кодексу Российской Федерации и уставу муниципального образования.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 г. административному истцу в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Смольнинское просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы Муниципальным советом и участвующим в деле прокурором поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счётный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счётного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", данным федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счётных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
Контрольно-счётный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
К основным полномочиям контрольно-счётного органа муниципального образования частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ отнесены контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счёт средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счёт средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального
финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счётный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счётные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой, с контрольно-счётными органами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счётной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счётные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.
Аналогичные положения содержатся и в статье 18 Закона Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 г. N 455-85 "О Контрольно-счётной палате Санкт-Петербурга".
Исходя из положений статьи 19-1 упомянутого регионального закона, представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга может быть принято решение о передаче Контрольно-счётной палате Санкт-Петербурга полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Соглашение о передаче Контрольно-счётной палате Санкт-Петербурга полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля считается заключённым после его подписания сторонами.
Из материалов дела усматривается, что 19 сентября 2013 г. Муниципальным советом принято решение N 220 о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счётной палате Санкт-Петербурга.
28 октября 2013 г. между Муниципальным советом и Контрольно-счётной палатой Санкт-Петербурга заключено Соглашение о передаче последней полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, в соответствии с которым Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга приняла на себя полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ (пункт 1.1).
В пункте 4.1 Соглашения указано, что оно вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует в течение неопределённого срока.
Данных о том, что на дату принятия оспариваемого решения Соглашение расторгнуто, в материалах дела не имеется.
Таким образом, решение суда по настоящему административному делу может повлиять на права и обязанности Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга.
Однако, вопреки требованиям части 1 статьи 47 и пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга к участию в деле привлечена не была.
Данное процессуальное нарушение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является существенным и является безусловным основанием к отмене судебного акта и направлению дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, а также положения частей 2 и 3 статьи 62, пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 октября 2020 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.