Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-42/2020 по апелляционной жалобе Гапоновой Светланы Николаевны на решение Тюменского областного суда от 20 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении её административного иска о признании не действующим в части Закона Тюменской области от 7 октября 1999 года N 137 "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, заключение прокурора Капсамун И.С, установила:
16 сентября 1999 года Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон N 137) и подписан Губернатором Тюменской области 7 октября 1999 года, опубликован в изданиях "Тюменские известия" N 183 от 14 октября 1999 года, "Тюменская правда сегодня" N 122 от 16 октября 1999 года, "Вестник Тюменской областной Думы" N 9 за 1999 год.
Согласно преамбуле Закона N 137 настоящий закон устанавливает порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Статьёй 7 Закона N 137 установлены категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области.
Ранее, согласно пункту "д" части 2 статьи 7 Закона N 137, право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имели участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним категории в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Законом Тюменской области от 24 апреля 2014 года N 29 "О внесении изменения в статью 7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон N 29) пункт "д" был признан утратившим силу.
Гапонова С.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором с учётом уточнений просила признать недействующим Закон N 137 в части отсутствия положений, предусматривающих:
порядок признания нуждающимися в жилых помещениях граждан добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в целях предоставления им жилья за счёт федерального бюджета;
категорию граждан "добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение" в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых за счёт федерального бюджета;
порядок ведения органами местного самоуправления учёта категории граждан "добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение" в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счёт федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории граждан "выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение", в связи с чем, имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1). Однако, в связи с отсутствием в оспариваемом законе указанных положений, ей было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, что противоречит отдельным положениям Закона N 1244-1, Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Решением Тюменского областного суда от 20 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права и неверным толкованием закона, заявленные требования удовлетворить.
На апелляционную жалобу административным ответчиком и прокуратурой Тюменской области представлены возражения.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Прокурор дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не нашла оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что оспариваемый Закон N 137 принят Тюменской областной Думой в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Кроме того, соблюдение процедуры принятия и опубликования Закона N 137 ранее было предметом судебной проверки (решение Тюменского областного суда от 26 января 2017 года по делу N 3а-6/2017 и апелляционное определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2017 года по делу N 3а-49/2017 (N 89-АПГ17-2)).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что отсутствие в Законе N 137 категории граждан, к которой относится административный истец, не может рассматриваться как нарушение жилищного законодательства, поскольку не создаёт препятствий для реализации прав административного истца.
Оснований не согласиться с таким выводом суда судебная коллегия не находит.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
Согласно статье 1, пункту 11 части 1 статьи 13, частям 1 и 2 статьи 22 Закона N 1244-1 настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Пунктом 7 статьи 17 Закона N 1244-1 гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно подпункту "е" пункта 5 указанных правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими правилами, имеют граждане, в том числе, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона N 1244-1.
Поскольку Законом N 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, необходимо руководствоваться порядком, определённым в Жилищном кодексе Российской Федерации и соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно частям 2 и 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях указаны в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, исходя из преамбулы Закона N 137, он не регулирует правоотношения, связанные с постановкой на учёт граждан в целях получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Согласно статье 5.1 Закона N 1244-1 Российская Федерация не передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Норм, обязывающих урегулировать такие правоотношения в региональном законодательстве, федеральным законодательством не установлено.
При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие в Законе N 137 категории граждан "добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение" не влечёт его несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не создаёт препятствий для реализации прав административного истца.
Закон N 29, которым пункт "д" статьи 7 Закона N 137 признан утратившим силу, был принят в связи с внесением изменений в пункт 7 статьи 17 Закона N 1244-1 Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 373-ФЗ.
В предыдущей редакции пунктом 7 статьи 17 Закона N 1244-1 гарантировалось обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечивались жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гапоновой Светланы Николаевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.