Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Белкина И.В, судей: Баландина А.Г, Леднёва А.А, при секретаре судебного заседания Немове А.А, с участием административного истца Антонова С.Ю, заинтересованного лица - Антоновой Л.В, представителей административных ответчиков Штаева М.Н. и Димитриева Г.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-120/2020 по апелляционной жалобе административного истца Антонова С.Ю. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 22 октября 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее -ГУ МЧС России по Чувашской Республике) "данные изъяты" Антонова Станислава Юрьевича об оспаривании действий ГУ МЧС России по Чувашской Республике и территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу в Главном управлении МЧС России поЧувашской Республике - Чувашии и подчинённых ему учреждениях (далее - комиссия ГУ МЧС России по Чувашской Республике), связанных с отказом в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Леднёва А.А, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы, поступивших на неё возражений, объяснения административного истца Антонова С.Ю, заинтересованного лица - Антоновой Л.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителей административных ответчиков Штаева М.Н. и Димитриева Г.В, просивших решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Антонов проходит военную службу по контракту в ГУ МЧС России поЧувашской Республике, общая продолжительность его военной службы составляет более 32 лет. С апреля 2020 г. он зачислен в распоряжение начальника ГУ МЧС России поЧувашской Республике.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы Антонов в мае 2020 г. обратился в территориальную комиссию ГУ МЧС России поЧувашской Республике с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 5 человек.
Решением названной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Антонову в удовлетворении заявления отказано, в связи с совершением им действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Полагая свои права нарушенными, Антонов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) и обязать комиссию признать его и совместно проживающих с ним членов семьи нуждающимися в жилом помещении, принять на учёт для обеспечения жилым помещением в ГУ МЧС России поЧувашской Республике с составом семьи 5 человек с даты обращения с заявлением о постановке на жилищный учёт.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Казанский гарнизонный военный суд решением от 22 октября 2020 г. отказал в удовлетворении требований административного истца.
Не согласившись с таким решением, Антонов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушением норм процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы Антонов указывает, что произведённые им действия по отчуждению в 2019 г. жилого помещения в пользу дочери и последующему вселению её, а также падчерицы и внука в 2020 г. в служебное жилое помещение, вопреки решению суда, не могут быть признаны действиями, намеренно ухудшающими его жилищные условия.
По его, Антонова, мнению, квартира в "адрес" была подарена им дочери, которая является членом его семьи, в связи с чем обеспеченность его жильём, уровень которого после указанной сделки остался ниже учётной нормы, установленной для "адрес", не изменилась.
Далее в жалобе Антонов, анализируя п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", приходит к выводу о том, что совместно проживающие с ним в служебной квартире его дочь - ФИО1 дочь супруги от первого брака - ФИО2 и ФИО3 были вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним совместное хозяйство, а значит относятся к членам его семьи, что было подтверждено в судебном заседании, однако должной оценки суда не получило.
Представителями административных ответчиков - ГУ МЧС России по Чувашской республике и комиссии ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Штаевым и Димитриевым поданы письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых они, не соглашаясь с её доводами, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших на неё возражений, заслушав объяснения административного истца Антонова, заинтересованного лица - ФИО4 и представителей административных ответчиков Штаева и Димитриева, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счёт средств федерального бюджета.
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии с нормами, закреплёнными в п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, и п. 49. приказа от 21 мая 2019 г. N 265 "Об утверждении Порядка предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учёте совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проходя военную службу в ГУ МЧС России поЧувашской Республике с ноября 2009 г. Антонов, не обеспеченный жилым помещением, приобрёл в собственность жилое помещение общей площадью 53, 2 кв.м. в "адрес" по адресу: "адрес".
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ он подарил указанную выше квартиру своей ФИО1 состоящей в зарегистрированном браке и на момент составления договора проживающей и зарегистрированной по адресу: "адрес" в квартире родителей её супруга.
Судом установлено также, что Антонову с супругой ФИО4 на основании договора найма служебного жилого помещения в ноябре 2019 г. была представлена служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 114 кв.м, где они зарегистрировались и проживали.
В последующем - в апреле и мае 2020 г, на основании дополнительных соглашений с наймодателем в служебное жильё в качестве членов семьи Антонов вселилего падчерицу ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГдочь ФИО1(ДД.ММ.ГГГГи внука ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГи ДД.ММ.ГГГГПеречисленные выше лица были зарегистрированы по месту жительства в указанной служебной квартире.
После этого, ДД.ММ.ГГГГ Антонов обратился в комиссию ГУ МЧС России поЧувашской Республике с заявлением, в котором просил признать его с составом семьи 5 человек, в число которых входят зарегистрированные совместно с ним в служебном жилом помещении лица, нуждающимся в жилом помещении.
Приняв во внимание вышеуказанные обстоятельства, гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному и правильному выводу о том, что, передав ДД.ММ.ГГГГ в дар имеющуюся в его собственности квартиру в пользу дочери - ФИО1 достигшей возраста 23 лет, имеющей регистрацию в жилом помещении, принадлежащем родителям её супруга, состоящей в зарегистрированном браке и не находящейся на его иждивении, а потому не являющейся членом его семьи, Антонов совершил действия по ухудшению их жилищных условий, в связи с чем в силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ не мог быть принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях ранее истечения установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока с момента указанного ухудшения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Данный перечень является исчерпывающим и не содержит указания на внуков и дееспособных падчериц. Соответственно, в целях распространения социальных гарантий и компенсаций, установленных вышеприведенным законом, необходимо помимо совместного проживания установить и факт нахождения указанных лиц на иждивении военнослужащего.
В данном административном деле отсутствуют доказательства нахождения ФИО2 и ФИО3 на иждивении Антонова. Кроме того, нельзя оставить без внимания временной промежуток и направленность действий административного истца и членов его семьи, который именно в период вывода его в распоряжение и окончания срока военной службы, непосредственно перед обращением в комиссию по жилищным вопросам предпринял действия, направленные на ухудшение жилищных условий, принимая во внимание, что согласно материалов дела состав его семьи состоял из него и супруги (справка начальника отдела кадров ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ N т. 2 л.д. 76), снятие дочери с внуком с регистрации в квартире родителей супруга (ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счёта, т. 2 л.д. 78) и вселение указанных лиц в служебное жилое помещение в апреле - мае 2020 г. (выписка из лицевого счёта, т. 2 л.д. 80).
Таким образом, вопреки мнению Антонова, сам по себе факт совместного проживания ФИО1, ФИО2, ФИО3 и административного истца, обладающего статусом военнослужащего, не относит указанных лиц к числу членов его семьи, а, следовательно, и вселение Антоновым указанных граждан в служебную квартиру в апреле и мае 2020 г. также является намеренным ухудшением жилищных условий.
Следовательно, у комиссии ГУ МЧС России поЧувашской Республике - Чувашии не имелось законных оснований для принятия Антонова на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Оценив установленные в судебном заседании юридически значимые для разрешения спора обстоятельства и руководствуясь положениями п. 5 ст. 2, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о том, что оспоренным административным истцом решением жилищной комиссии ГУ МЧС России поЧувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) права и законные интересы Антонова не нарушены и правомерно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Несостоятельным является и довод Антонова в апелляционной жалобе о том, что после совершения сделки дарения квартиры в "адрес" своей дочери обеспеченность его жильём не изменилась, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является то, что на момент совершения сделки ФИО1 членом семьи Антонова не являлась.
Более того, в последующем Антоновым были созданы условия для включения ФИО1 в число членов семьи Антонова, для постановки её на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, что также является основанием для применения ст. 53 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах решение Казанского гарнизонного военного суда от 22 октября 2020 г. о законности решения территориальной комиссии ГУ МЧС России поЧувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), которым Антонову отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях и постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в связи с совершением им действий по намеренному ухудшению жилищных условий, является правильным, принятым в соответствии с законом и в достаточной степени мотивированным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые поставили бы под сомнение законность принятого судом первой инстанции решения, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 22 октября 2020 г. по административному делу N 2а-120/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии "данные изъяты" Антонова Станислава Юрьевича об оспаривании действий ГУ МЧС России по Чувашской Республике и территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу в ГУ МЧС России поЧувашской Республике - Чувашии и подчинённых ему учреждениях, связанных с отказом в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Антонова С.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) А.А. Леднёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.