Судья Саратовского областного суда Домнина А.В., при секретаре Рыковой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по операционному управлению регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества (далее - АО) "Управление отходами" Синтина А.А. на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2020 года, постановление заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора Саратовской области Ким Д.Н. от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтина А.А., установил:
постановлением заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора Саратовской области Ким Д.Н. от 27 мая 2020 года N операционный директор регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Синтин А.А. обратился с жалобой на вышеуказанные процессуальные акты, в которой просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своих доводов автор жалобы указывает, что судом первой инстанции необоснованно признан несостоятельным довод жалобы о том, что в населенных пунктах Быково-Отрогского муниципального образования отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем у регионального оператора отсутствовала обязанность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям данного муниципального образования. Суд первой инстанции неправомерно сослался на п. 19.4 Соглашения N от 23 января 2018 года, заключенного региональным оператором и Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области об обязанности регионального оператора обеспечить по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления организацию мест сбора и накопления в соответствии с территориальной схемой, поскольку данный пункт утратил силу. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в адрес Синтина А.А. не направлялась. Кроме того, полагает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, применение судом материального права основано на их неправильном толковании.
В судебном заседании представители Синтина А.А. - Коршунова А.А, Разуваев А.В, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель государственной жилищной инспекции Саратовской области Щербаков Е.А. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.
Изучив доводы жалобы, проверив законность вынесенного судом решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ наступает за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 и п. 4 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Пунктом 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 октября 2017 года N 853 (далее - Порядок), установлено, что накопление твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области осуществляется следующими способами: а) в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках; в) в пакетах, мешках или других специально предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов емкостях в индивидуальной жилой и дачной застройке.
В соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Порядка накопление ТКО на территориях индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ осуществляется в специально предназначенных для их накопления емкостях, в том числе пакетах, мешках.
Пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости предоставляются Региональным оператором в соответствии с Договором на оказание услуг либо по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО. По согласованию с Региональным оператором могут также использоваться другие специально предназначенные емкости, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Региональный оператор определяет новые места накопления ТКО, исходя из целесообразности их размещения, с учетом санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с Соглашением, а также по заявкам потребителей услуги по обращению с ТКО.
Как следует из п.п. 6.4, 6.5 Порядка вывоз ТКО с мест их накопления осуществляется Региональным оператором по Договору на оказание услуг или оператором по обращению с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Частота вывоза ТКО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями Договора на оказание услуг, договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Для коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами п. 17 Приложения N1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твёрдых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Пунктом 17 Приложения N 1 Правил предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). При этом, п. 150 Правил N354 предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно соглашению N об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23 января 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" региональный оператор обязуется обеспечить на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 указанного соглашения в зону деятельности регионального оператора входит территория Балаковского муниципального района.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой города Балаково в период с 24 января 2020 года по 03 марта 2020 года проведена проверка, по итогам которой установлено, что региональным оператором Саратовской области филиала АО "Управление отходами" с 12 августа 2018 года по 26 декабря 2019 года не обеспечено предоставление коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами в следующих селах и поселениях, структурно входящих в состав Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области: "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", а именно: не осуществляется сбор и транспортирование отходов.
Факт необеспечения предоставления коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривался, при этом вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме того, факт совершения административного правонарушения операционным директором регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтиным А.А. подтверждается следующим.
Из ответа АО "Управление отходами" от 19 августа 2019 года N следует, что региональным оператором рассматривается вопрос о проведении объезда сельских поселений Балаковского муниципального района с целью создания списка улиц, по которым транспортирование ТКО будет возможно при любых погодных условиях.
Из ответа АО "Управление отходами" от 20 декабря 2019 года N следует, что с 22 декабря 2019 года региональным оператором будет оказываться услуга по обращению с ТКО в сельских поселениях Быково-Отрогского МО Балаковского муниципального района. Сбор ТКО будет осуществляться еженедельно бестарным способом.
Из объяснений исполняющего обязанности главы администрации Быково-Отрогского МО Балаковского муниципального образования следует, что с 12 августа по 18 октября 2018 года вывоз ТКО на территории Быково-Отрогского МО не производился, с 18 октября 2018 года вывоз ТКО начал осуществляться в трех населенных пунктах, с 26 декабря 2019 года - с территории остальных 29 населенных пунктов.
Факт совершения вменяемого операционному директору регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтину А.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые в своей совокупности и взаимосвязи являются достоверными и достаточными для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Собранным в ходе рассмотрения настоящего дела доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, с которой оснований не согласиться не нахожу.
Приказом регионального оператора Саратовской области филиалом АО "Управление отходами" N от 13 июня 2018 года Синтин А.А. назначен на должность операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами".
Приказом генерального директора акционерного общества "Управление отходами" N от 29 ноября 2019 года Синтин А.А. назначен на должность заместителя директора по операционному управлению регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами".
В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" от 18 апреля 2018 года N в обязанности операционного директора входит организация производственно - хозяйственной деятельности по организации предоставления услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о совершении операционным директором регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтиным А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ является правильным.
Операционный директор регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтин А.А, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности.
Доводы жалобы заявителя не ставят под сомнение то обстоятельство, что на операционном директоре регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтине А.А. лежала обязанность по вывозу ТКО с территории Быково-Отрогского МО вне зависимости от того, были ли организованы места (площадки) накопления ТКО, поскольку действующими нормативноправовыми актами предусмотрены иные способы сбора и вывоза ТКО, которые лицом, привлекаемым к административной ответственности во исполнение заключенного соглашения использованы не были.
Довод жалобы о том, что копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в адрес Синтина не направлялась, являлся предметом проверки суда первой инстанции, опровергается представленным в материалы дела реестром отправлений и копией журнала исходящей корреспонденции.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств, правовыми основаниями к отмене принятого по делу постановления должностного лица, решения суда не являются.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу процессуальных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтина А.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных законом.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.1- 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 24 декабря 2020 года, постановление заместителя начальника инспекции, государственного жилищного инспектора Саратовской области Ким Д.Н. от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтина А.А, оставить без изменения, жалобу операционного директора регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" Синтина А.А.- без удовлетворения.
Судья А.В. Домнина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.