Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И, судей Гладченко А.Н, Негласона А.А, при ведении протокола помощником судьи Ионкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дудко ФИО11 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Саратовской области" об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию
по апелляционной жалобе Дудко ФИО12 на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 сентября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И, объяснения истца Дудко Т.В. и ее представителя Горскова К.В, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области" - Нижниковой Ю.С, возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Дудко Т.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению (далее - ФКУ) "Военный комиссариат Саратовской области" об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию.
Свои требования мотивировала тем, что с 01 марта 1985 года состояла в браке с ФИО2, который в период с 01 августа 1974 года по 18 апреля 2003 года проходил военную службу по контракту. 25 мая 2018 года ФИО2 умер. На момент смерти ФИО2 являлся подполковником запаса и получателем пенсии за выслугу лет. В период брака истец проживала совместно с супругом, не работала, занималась воспитанием совместного ребенка и ведением домашнего хозяйства. После смерти супруга Дудко Т.В. фактически утратила источник средств к существованию, поскольку находилась на его иждивении. Получаемая супругом пенсия за выслугу лет являлась основным источником ее существования. В настоящее время у истца отсутствуют денежные средства, позволяющие производить покупку пищи и одежды, оплату жилищно-коммунальных услуг, иных платежей, приобретение лекарственных средств и других товаров и услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
В целях получения пенсии по случаю потери кормильца истец обратилась в ФКУ "Военный комиссариат Саратовской области". 10 декабря 2019 года Дудко Т.В. дан ответ, из которого следует, что для рассмотрения вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца ей необходимо установить факт нахождения на иждивении супруга в судебном порядке либо предоставить документы, удостоверяющие данный факт, - справку жилищно-эксплуатационной организации или органа местного самоуправления о составе семьи умершего кормильца с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, родственного отношения к кормильцу членов семьи и о нахождении их на иждивении, заключение о семейно-имущественном положении членов семей. Такие документы у истца отсутствуют и их получение невозможно, так как Дудко Т.В. является гражданкой Республики Беларусь и на момент смерти супруга у нее не имелось регистрации по месту пребывания на территории РФ.
Полагая свои права нарушенными, Дудко Т.В. обратилась в суд, который просила установить факт нахождения ее на иждивении у супруга ФИО2, умершего 25 мая 2018 года; признать за Дудко Т.В. право на получение пенсии по случаю потери кормильца - ФИО2, умершего 25 мая 2018 года; обязать ответчика назначить Дудко Т.В. пенсию по случаю потери кормильца - ФИО2, умершего 25 мая 2018 года.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 сентября 2020 года исковые требования Дудко Т.В. удовлетворены частично. Установлен факт нахождения Дудко Т.В. на иждивении супруга - ФИО2 по день его смерти - 25 мая 2018 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований как незаконного и необоснованного, просит принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указывает, что материалами дела подтвержден факт ее постоянного проживания на территории РФ и получения гражданства РФ.
Третье лицо Дудко А.В, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Дудко Т.В. находилась в зарегистрированном браке с ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от 01 марта 1985 года N (т. 1 л.д. 13).
Дудко Т.В. является гражданкой Республики Беларусь, что подтверждается копией паспорта, выданного 11 октября 2002 года сроком действия по 10 марта 2058 когда (т. 1 л.д. 10).
Из справки, выданной военным комиссариатом РФ города Байконур 15 августа 2007 года N, следует, что Дудко Т.В. является членом семьи (женой) подполковника запаса ФИО2, проживающего по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 20).
Согласно справке, выданной военным комиссариатом РФ города Байконур 11 сентября 2014 года N, подполковник запаса ФИО2 проходил военную службу по контракту с 01 августа 1974 года по 18 апреля 2003 года. Вместе с ним проживала супруга Дудко Т.В, которая не работала с 08 декабря 1987 года по 31 августа 1998 года, с 01 июня 1999 года по 23 февраля 2000 года, с 05 января 2001 года по 18 апреля 2003 года в связи с отсутствием возможности трудоустройства (т. 1 л.д. 21).
Из требования на перевозку воинских пассажиров от 14 мая 2018 года N следует, что полковник запаса ФИО2 и его жена Дудко Т.В. осуществляли проезд от ст. Торетам Казахстанской ж.д. до ст. Саратов Приволжской ж.д. к избранному постоянному месту жительства, что также подтверждается проездными документами. Дата отправления пассажиров указана 17 мая 2018 года (т. 1 л.д. 90).
15 мая 2018 года ФИО2 оформлены доверенности на представление Дудко Т.В. его интересов ввиду его болезни (т. 1 л.д. 162-163).
25 мая 2018 года ФИО2 умер, что подтверждается записью акта о смерти от 28 мая 2018 года N, выполненной Специализированным отделом государственной регистрации актов гражданского состояния смерти по городу Саратову управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, а также копией свидетельства о смерти от 28 мая 2018 года серии III N (т. 1 л.д. 14).
Согласно справке о смерти от 28 мая 2018 года N причинами смерти ФИО2, умершего 25 мая 2018 года, являются: пневмония, травма шеи неуточненная - пассажир легкового автомобиля пострадавший в транспортном несчастном случае без столкновения (т. 1 л.д. 15).
Согласно справке, выданной военным комиссариатом Саратовской области 15 июля 2020 года, ФИО2 являлся получателем пенсии в соответствии с положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей" с 19 апреля 2003 года, на день смерти размер пенсии составлял 43 802 рубля 01 копейка (т. 1 л.д. 64).
Свидетельствами, выданными нотариусом нотариального округа город Саратов Саратовской области от 22 января 2019 года серии N и N, Дудко Т.В. является пережившей супругой ФИО2 и наследницей имущества - квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 84, 85).
Из копии трудовой книжки N следует, что Дудко Т.В. с 09 июня 2007 года трудовую деятельность не осуществляла (т. 1 л.д. 76-83).
Из справки, выданной управлением по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома Республики Беларусь от 09 июля 2020 года N, следует, что Дудко Т.В, зарегистрированная по адресу: "адрес", не состоит на учете как получатель каких-либо видов пенсии (т. 1 л.д. 75).
Согласно ответу ГУ - ОПФ РФ по Саратовской области от 16 июля 2020 года N Дудко Т.В. получателем пенсии или иных социальных выплат из средств Пенсионного фонда РФ на территории Саратовской области не является, за период с 01 января 2017 года по настоящее время нет сведений, составляющих пенсионные права (т. 1 л.д. 60).
Аналогичные сведения содержатся в справке N, выданной ГУ - УПФР в Ленинском районе города Саратова (межрайонное) 03 июля 2020 года (т. 1 л.д. 74).
Согласно ответу ГУ МВД РФ по Саратовской области ФИО2 с 26 сентября 2007 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", Дудко Т.В. на территории Саратовской области не зарегистрирована (т. 1 л.д. 235).
Из справки ТСЖ "Космос" от 04 августа 2020 года следует, что в квартире, расположенной по адресу: "адрес", Дудко Т.В, являющаяся ее владельцем, не зарегистрирована, с 26 сентября 2007 года зарегистрирован сын Дудко А.В. и с 06 сентября 2007 года до 25 мая 2018 года был зарегистрирован ФИО2, который выписан в связи со смертью (т. 1 л.д. 236).
В справке от 18 августа 2020 года N, выданной УМВД России по городу Саратову, указано, что Дудко Т.В. в периоды с 29 мая 2018 года по 23 мая 2019 года и с 23 мая 2019 года по 10 сентября 2020 года была поставлена на учет по месту пребывания по адресу: "адрес" по национальному паспорту Республики Беларусь, выданному 11 октября 2002 года, N (т. 2 л.д. 13).
Согласно бланку уведомления о прибытии гражданин Республики Беларусь Дудко Т.В. поставлена на временный учет по месту пребывания по адресу: "адрес", до 08 декабря 2020 года (т. 2 л.д. 14).
Из платежных поручений и выписок из лицевого счета N по вкладу, открытому в ПАО "Сбербанк России" на имя Дудко А.В. (сын), следует, что за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2017 года ФИО2 ежемесячно перечислялись денежные переводы на суммы от 10 000 рублей до 100 000 рублей, которые в период с 26 февраля 2010 года по 18 сентября 2015 года получала Дудко Т.В. по доверенности (т. 2 л.д. 15-17).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства, принимая во внимание свидетельские показания, определив объем помощи, оказываемой истцу умершим супругом за счет его доходов, учитывая отсутствие у истца собственных доходов, а также установив, что на момент смерти супруга истец являлась нетрудоспособной, а также размер необходимых расходов Дудко Т.В, пришел к выводу, что помощь ФИО2 являлась для истца постоянным, основным и единственным источником средств к существованию, в котором она нуждалась, в связи с чем пришел к выводу об установлении факта нахождения Дудко Т.В. на иждивении ее супруга ФИО2 на момент его смерти.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.
Одновременно, разрешая требования Дудко Т.В. о признании за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца - ФИО2, умершего 25 мая 2018 года, и обязания ответчика назначить Дудко Т.В. пенсию по случаю потери кормильца - ФИО2, умершего 25 мая 2018 года, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей", ст. 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 года, ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, абз. 3 п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве РФ", Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325, исходя из сведений, предоставленных отделом по вопросам миграции ОП N 4 в составе УМВД РФ по городу Саратову, установив, что Дудко Т.В. отделом по вопросам миграции ОП N 4 в составе УМВД РФ по городу Саратову поставлена на учет в качестве иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ до 08 декабря 2020 года, вид на жительство истцом не оформлялся, пришел к выводу о том, что требования Дудко Т.В. о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца и обязании ответчика
назначить пенсию являются преждевременными и не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, полагает, что они основаны на неправильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, кроме того, имеет место быть недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.п. 2-4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Так, в соответствии с положениями ст. 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей" установлено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 этого же закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.
Статьей 29 указанного Закона определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Как указано в абз. 2 вышеприведенной ст. 29, независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в п. "а" ст. 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в п "в" настоящей статьи.
Согласно п. "б" указанной статьи нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Кроме этого, согласно абз. 2 ст. 31 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей" членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В абз. 1 ст. 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, и их семей" указано, что члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, лица, претендующие на назначение им пенсии по случаю потери кормильца, должны отвечать двум условиям: быть нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего); состоять на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов).
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми РФ либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно ст. 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальными соглашениями.
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами РФ.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленной истцом справке N от 27 декабря 1999 года, выданной 8 ГУ МВД РФ (т. 1 л.д. 22).
Согласно указанной справке Дудко Т.В. приобрела гражданство РФ в соответствии с п. "а" ст. 18 Закона РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября1991 года на основании заключения 8 ГУ МВД РФ от 27 декабря 1999 года.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 57 ГПК РФ суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства для установления обстоятельств, имеющих значение по делу. В то же время, указанная норма не содержит запрета суду истребовать дополнительные доказательства по своей инициативе, либо предлагать представить их лицам, участвующим в деле.
Однако, судом первой инстанции не было предложено истцу представить дополнительные доказательства наличия у нее гражданства РФ, равно как и не истребовал такие доказательства по собственной инициативе.
В соответствии с п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Так, в порядке ст. 327.1 ГПК РФ и в соответствии с п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", поскольку в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), судебной коллегией были направлены запросы в ГУ МВД РФ по Саратовской области, УВМ ГУ МВД РФ по Саратовской области, ОВМ ОП N 4 УМВД РФ по городу Саратову.
Из ответа начальника ОВМ ОП N 4 УМВД РФ по городу Саратову, поступившего в приемную Саратовского областного суда 01 февраля 2021 года, следует, что Дудко Т.В. является гражданкой РФ согласно п. "а" ст. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве РФ" с 27 декабря 1999 года (соответствующее решение вынесено ГУ МВД РФ по Саратовской области 08 декабря 2020 года за N).
Из ответа начальника УВМ ГУ МВД РФ по Саратовской области от 21 января 2021 года N также следует, что Дудко Т.В. является гражданкой РФ в соответствии с п. "а" ст. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве РФ" с применением ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" на основании заключения ГУ МВД РФ по Саратовской области. К ответу приложена копия заключения ГУ МВД РФ по Саратовской области от 08 декабря 2020 года.
Указанные документы приняты судебной коллегией в качестве новых доказательств на основании п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ и с учетом разъяснений, данных в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", поскольку в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу п. "а" ст. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве РФ" в порядке регистрации гражданство РФ приобретают лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Из материалов дела следует, что право на постоянное проживание на территории РФ возникло у Дудко Т.В. с момента приобретения ей гражданства РФ 27 декабря 1999 года.
Таким образом, у суда первой инстанции, который при принятии решения ошибочно исходил из того, что истец не является гражданкой РФ, не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Дудко Т.В. о признании за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца - ФИО2, обязании ответчика назначить Дудко Т.В. пенсию по случаю потери кормильца - ФИО2
На основании изложенного, решение в указанной части подлежит отмене на основании п.п. 2-4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, поскольку выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, а также ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с принятием нового решения об удовлетворении данных исковых требований.
При определении даты, с которой следует признать за Дудко Т.В. право на получение пенсии по случаю потери кормильца и обязать ответчика назначить ей такую пенсию, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением лиц, указанных в подпунктах 4 и 6 настоящего пункта), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Нетрудоспособным членам семьи, указанным в подп. 1 (за исключением детей), 3 и 5 настоящего пункта, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводами стороны истца и полагает, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца возникло у Дудко Т.В. с момента установления судом первой инстанции факта нахождения Дудко Т.В. на иждивении супруга - ФИО2, то есть, 22 сентября 2020 года.
Следовательно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть назначена Дудко Т.В. с 22 сентября 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 сентября 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Дудко ФИО13 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Саратовской области" о признании за Дудко Т.В. права на получение пенсии по случаю потери кормильца - ФИО2, умершего 25 мая 2018 года, обязании ответчика назначить Дудко Т.В. пенсию по случаю потери кормильца - ФИО2, умершего 25 мая 2018 года.
В указанной части принять новое решение, которым данные исковые требования удовлетворить - признать за Дудко ФИО14, "дата" года рождения, уроженкой "адрес", право на получение пенсии по случаю потери кормильца - ФИО2, "дата" года рождения, уроженца "адрес", умершего 25 мая 2018 года; обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Саратовской области" назначить Дудко ФИО15, "дата" года рождения, уроженке "адрес", пенсию по случаю потери кормильца - ФИО2, "дата" года рождения, уроженца "адрес", умершего 25 мая 2018 года, с 22 сентября 2020 года.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 22 сентября 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.