Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В, судей Закарян И.В, Домниной А.В, при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каляминой О. Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Исаеву М.А, комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", главы администрации муниципального образования "Город Саратов" Исаева М.А, комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Ленинского районного суда города Саратова от 18 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Закарян И.В, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Степановой А.Н. и представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" Духаевой И.С, поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения административного истца Каляминой О.К. и ее представителя Гуренкова А.В, возражавших против удовлетворения жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Калямина О.К. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Исаеву М.А, комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", в котором просила незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 апреля 2020 года N 717 " Об отказе Каляминой О.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков", и возложить на главу администрации муниципального образования "Город Саратов" обязанность повторно рассмотреть её заявление от 10 марта 2020 года о перераспределении земельных участков.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 18 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным оформленный постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от
06 апреля 2020 года N 717 отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" Каляминой О.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, площадью N кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и земель, находящихся в государственной собственности.
На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность рассмотреть заявление Каляминой О.Н. от 10 марта 2020 года о перераспределении земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов", глава администрации муниципального образования "Город Саратов"
Исаев М.А. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагают, что удовлетворение заявления заявителя и заключение с ним соглашения о перераспределении земельных участков повлечет нарушение требований пункта 6 статьи 11.6 Земельного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что в случае перераспределения земельных участков, рационально использовать оставшийся после перераспределения неразграниченный земельный участок, уполномоченный орган не сможет. Полагает, оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в силу статьи 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12); под красными линиями - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11).
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Калямина О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, по адресу: "адрес". Так же ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером N.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером N согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество является Медведев И.М.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами N определены.
Земельные участки с кадастровыми номерами N, огорожены и граничат с земельным участком с кадастровым номером N по адресу: "адрес", "адрес" принадлежащим на праве собственности Крыловой Л.В, с расположенным на этом земельном участке жилым домом. Документальные границы земельного участка Крыловой Л.В. в настоящее время не установлены.
10 марта 2020 года Калямина О.Н. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
"адрес", с кадастровым номером N, и земельного участка государственная собственность на который не разграничена.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06 апреля 2020 года N 717 Каляминой О.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков было отказано. Основанием отказа явилось то, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам.
09 июля 2020 года судом первой инстанции по административному делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр Саратовской области" от 05 августа 2020 года, образовать самостоятельный земельный участок из земельного участка площадью N кв.м, государственная собственность на который не разграничена, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером N, не возможно.
Правильно применив нормы материального права (статьи 11.9, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ), оценив представленные доказательства, в том числе заключение эксперта от 05 августа 2020 года, по правилам статьи 84 КАС РФ, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку заявление Каляминой О.Н. от 10 марта 2020 года разрешено без учета всех сложившихся обстоятельств, без оценки реальной возможности формирования самостоятельного земельного участка с целью его использования в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей зоны, а потому принятое административным ответчиком постановление нарушает права и законные интересы Каляминой О.Н.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону не противоречат.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, исследованы установленные по делу обстоятельства, им дана надлежащая оценка.
Довод жалобы о том, что удовлетворение заявления и заключение соглашения о перераспределении земельных участков повлечет нарушение требований пункта 6 статьи 11.6 Земельного кодекса РФ, не является основанием для отмены решения суда, поскольку судом возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления Каляминой О.Н. не предрешая результата его рассмотрения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела была установлена.
Иные доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административных ответчиков, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда повлечь не могут. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционные жалобы не содержат.
При рассмотрении дела нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта, районным судом не допущено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Ленинский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.