Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., с участием прокурора Бессоновой В.В., при секретаре Червонной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющей обязанности начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области П.О. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества (название) Колганова Владимира Петровича, установил:
постановлением исполняющей обязанности начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области от 25 октября 2019 года N генеральный директор акционерного общества (название) (далее - АО (название), общество) Колганов В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2020 года постановление должностного лица от 25 октября 2019 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит об отмене судебного решения, ссылаясь на то, что суд не верно определилдвухмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домом и (или) иных объектов недвижимости постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку генеральному директору АО (название) Колганову В.П. вменено неразмещение бухгалтерской отчетности, предусмотренной ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (срок размещения которой по итогам 9 месяцев 2018 года составлял не позднее 30 октября 2018 года), то постановление от 25 октября 2019 года о привлечении его к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле: исполняющая обязанности начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области П.О, заместитель прокурора г. Оренбурга С.А, извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения Колганова В.П. и его защитника Никитина С.Ю, возражавших против удовлетворения жалобы, допросив главного специалиста отдела надзора за долевым строительством инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области П.Н, заслушав заключение прокурора Бессоновой В.В, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ административным правонарушением является неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Для размещения информации в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) Правительством Российской Федерации определен официальный адрес сайта ЕИСЖС в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" - https://наш.дом.рф.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка АО (название) на предмет исполнения требований действующего законодательства о долевом строительстве в части раскрытия информации застройщиком. Установлено, что общество является застройщиком, осуществляющим деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Проверкой личного кабинета общества в ЕИСЖС в сети Интернет по адресу: https://наш.дом.рф, выявлены факты нарушения требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), а так же требования установленного Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2019 года N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства".
По итогам проверки прокурором г. Оренбурга выявлено, что застройщик - АО (название) на официальном сайте в ЕИСЖС не разместил следующую информацию:
- градостроительный план земельного участка по многоквартирному дому N в 19 микрорайоне Северо-Восточного жилищного района (ст. 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ);
- схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия по многоквартирному дому N и 19 микрорайоне Северо-Восточного жилищного района (ст. 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ);
- ежеквартальную промежуточную бухгалтерскую отчетность по итогам 9 месяцев 2018 года (ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 214-ФЗ);
- извещение о начале строительства, реконструкции объекта капительного строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности по многоквартирному дому N в 19 микрорайоне Северо-Восточного жилищного района (ст. 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ);
- сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений в компенсационный фонд (ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 214-ФЗ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора г. Оренбурга 24 мая 2019 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора общества Колганова В.П. по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, и.о. начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области пришел к выводу о наличии в действиях генерального директора общества Колганова В.П. состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ. Рассматривая жалобу на постановление должностного лица, судья Ленинского районного суда г..Оренбурга пришел к выводу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Судом установлено, что обязанность застройщика по размещению такой информации, как: градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка; извещение о начале строительства введена Федеральным законом от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 175-ФЗ), вступившего в силу 27 июня 2018 года. Согласно п. 16 Федерального закона N 175-ФЗ обязанность по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренная ст. 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, возникает по истечении 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона N 175-ФЗ, то есть с 1 октября 2018 года.Тем же Федеральным законом N 175-ФЗ исключена обязанность застройщика по размещению сведений об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд. Таким образом, как на момент проведения проверки, так и на момент рассмотрения настоящей жалобы обязанность размещать сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд у застройщика отсутствует.
Что касается размещения промежуточной бухгалтерской отчетности, то в силу положений ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 241-ФЗ промежуточная бухгалтерская отчетность по итогам 9 месяцев 2018 года должны была быть размещена в ЕИСЖС в срок не позднее 30 октября 2018 года. Суд первой инстанции, учитывая положения п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к выводу о том, что срок привлечения директора общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, а именно: за не размещение в ЕИСЖИ градостроительного плана земельного участка; схемы планировочной организации земельного участка; извещения о начале строительства начинает течь с 1 октября 2018 года, а за не размещение промежуточной бухгалтерской отчетности по итогам 9 месяцев 2018 года - с 30 октября 2018 года. Полагая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, составляет два месяца и истек на дату вынесения оспариваемого постановления, принял решение об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Вместе с тем приведенный вывод является ошибочным, не основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Федеральным законом N 214-ФЗ информации в ЕИСЖС. Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в ЕИСЖС либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Федеральным законом N 214-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости составляет один год со дня его совершения.Статьей 25 Федерального закона N 214-ФЗ ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ после слов "о выборах и референдумах, " дополнена словами "об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, ". Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 214-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования. Указанный Федеральный закон вступил в силу 1 апреля 2005 года. Таким образом, начиная с 1 апреля 2005 года срок давности привлечения лица к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, составляет один год. Следовательно, вывод, изложенный в решении судьи Ленинского районного суда от 28 октября 2020 года о том, что срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, составляет два месяца, и на дату вынесения оспариваемого постановления истек, не соответствует требованиям закона.В то же время, на момент рассмотрения в Оренбургском областном суде жалобы должностного лица, вынесшего постановление, срок давности привлечения Колганова В.П. к административной ответственности истек.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может. Удовлетворение жалобы должностного лица сопряжено с исследованием вопроса о наличии в действиях Колганова В.П. состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, а поскольку это не представляется возможным в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, то изложенные в жалобе требования об отмене решения судьи не могут быть удовлетворены. При таких обстоятельствах отмена решения судьи и возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны. При этом прихожу к выводу об изменении судебного решения и исключении из него выводов о том, что "срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, составляет два месяца". В этой части доводы жалобы должностного лица подлежат удовлетворению. Внесение изменений в обжалуемые судебные акты в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено. Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ, решил:
жалобу исполняющей обязанности начальника инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области П.О. удовлетворить частично.
Решение судьи решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества " (название) Колганова Владимира Петровича изменить: исключить из него выводы о том, что "срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, составляет два месяца".
В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества (название) Колганова Владимира Петровича, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.