Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
индивидуального предпринимателя Ахмедовой Айнур Ханлар Кызы, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки "адрес"а "адрес", имеющей паспорт серии N N, выданный "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, проживающей по адресу: г. "адрес", "адрес", ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом в отношении Ахмедовой А.Х. кызы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 00 минут индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Ахмедова А.Х. кызы, находясь в помещении магазина " "данные изъяты"", распложенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, "адрес", нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция 2019-nCoV внесена в перечень социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Так ИП Ахмедова А.Х. кызы в нарушение требований п. 1.1.7, 1.1.8 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае" допустила нахождение персонала на рабочем месте без средств индивидуальной защиты. ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 00 минут продавец Мун Т.В. находилась на рабочем месте без маски. Таким образом, ИП Ахмедова А.Х. кызы не осуществила контроль за ношением работниками средств индивидуальной защиты. Кроме того, ИП Ахмедова А.Х. кызы не создала необходимые для соблюдения личной и общественной гигиены условия (не обеспечила наличие мыла, кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток, предназначенных для гигиенической обработки дезинфекции рук, бумажных и (или) электрополотенец).
ИП Ахмедовой А.Х. кызы вменено нарушение требований п. 1.1.7, 1.1.8 Постановления Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в Камчатском крае", п. 5 Постановления Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N), распоряжения Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N-Р.
ИП Ахмедова А.Х. кызы о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, при рассмотрении дела участия не принимала.
Исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду следующего.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обязанность по доказыванию вины лица, в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ лежит на административном органе, возбудившем дело об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании п. 1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV)" внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Распоряжением Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N-Р (в редакции распоряжения Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N-Р) на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатского края территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании Постановления Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края" (в редакции Постановления Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N) (далее - Постановление Губернатора Камчатского края N) на территории Камчатского края сохраняются ограничительные мероприятия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп. 1, 2 п. 5 Постановления Губернатора Камчатского края N в организациях, осуществляющих деятельность в сфере торговли и оказания услуг населению, запретить: 1) работу персонала с посетителями без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки); 2) обслуживание, в том числе расчеты за услуги и товары, без использования посетителями средств индивидуальной защиты (маски).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Камчатском крае" (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N) предписано руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Камчатского края, осуществляющих деятельность, в том числе в нерабочие дни, установленные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", обеспечить соблюдение следующего комплекса мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Обеспечить всех работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ): масками из расчета замены каждые 2-3 часа, плюс 1 шт. запаса; перчатками резиновыми или из полимерных материалов (1 пара до нарушения целостности, плюс 1 пара запаса). Осуществлять контроль за их ношением. Не допускать нахождение на рабочих местах без СИЗ (п. 1.1.7 приведённого Постановления).
Создать необходимые для соблюдения личной и общественной гигиены условия (обеспечить наличие мыла (рекомендуется в диспенсерах), кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток, предназначенных для гигиенической обработки и дезинфекции рук, бумажных и (или) электрополотенец). Информировать работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками. Разместить наглядную информацию о правилах мытья рук и профилактике новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019). (Возможно использовать информацию (памятки) на Интернет-сайтах Роспотребнадзора, Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю) (п. 1.1.8 Постановления).
Как следует из материалов дела, Ахмедова А.Х. кызы зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 8).
Основным видом деятельности ИП Ахмедовой А.Х. кызы является торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах (47.76.1).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав на объекты недвижимости нежилые помещения поз. 1-6 во встроенном нежилом помещении магазина в жилом доме, общей площадью 58, 9 кв.м, расположенные в подвале по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, "адрес" принадлежат на праве собственности Ахмедовой А.Х. кызы (л.д. 10).
Кроме того встроенное нежилое помещение магазина в жилом доме общей площадью 73, 30 кв.м, расположенное на 1 этаже по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, "адрес", принадлежит на праве собственности Ахмедовой А.Х. кызы (л.д. 11).
В качестве доказательств виновности ИП Ахмедовой А.Х. кызы в совершении вменяемого ей административного правонарушения представлены рапорт старшего УУП отделения УУП ОУУП и ПДН полиции УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО3, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 00 минут он совместно с сотрудниками полиции ФИО4 и ФИО5 в ходе осуществления рейдового мероприятия при посещении продуктового магазина " "данные изъяты"", расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, "адрес", принадлежащего Ахмедовой А.Х. кызы, установил, что ФИО9 осуществляла предпринимательскую деятельность, не обеспечив себя средствами индивидуальной защиты - маской и перчатками. Произведена фотофиксация выявленного нарушения на сотовый телефон марки " "данные изъяты" Кроме того с целью фиксации административного правонарушения в соответствии со ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях произведён осмотр торгового помещения с использованием фотосъёмки. В нарушение требований п. 1.1.7 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N ИП Ахмедова А.Х. кызы не обеспечила выполнение и не осуществила контроль за применением продавцом средств индивидуальной защиты - маски и перчаток (л.д. 3).
При этом согласно протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов ДД.ММ.ГГГГ в период с 23 часов 30 минут до 23 часов 47 минут УУП ОУУП и ПОП УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО6 в ходе осмотра помещения магазина "Лидер", расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, "адрес", установлено, что по территории всего торгового зала расположены витрины и холодильные камеры с продукцией. Напротив входной двери находится кассовая зона. В ходе осмотра данного объекта индивидуальных средств защиты (масок), а также антисептических средств для посетителей не обнаружено. Журнал по санитарной обработке помещения и дезинфекции отсутствует. Полимерные мешки для использованных масок и перчаток также отсутствуют (л.д. 6-7).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Согласно ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Между тем из протокола осмотра следует, что понятые при совершении указанного процессуального действия участия не принимали. При этом осмотр помещений проводился с применением фотокамеры мобильного телефона участкового уполномоченного ФИО6 В ходе осмотра участвовала стажёр-продавец ФИО10.
Однако каких-либо документов, свидетельствующих о том, что ФИО11 наделена правом представлять интересы ИП Ахмедовой А.Х. кызы материалы дела не содержат.
Кроме того при отсутствии понятых в обязательном порядке осуществляется видеозапись осмотра помещения, что в данном случае не учтено должностным лицом административного органа при совершении указанного процессуального действия. Осуществляемая им фотосъёмка не свидетельствует о соблюдении процедуры осмотра, поскольку фотофиксация производится только в случае необходимости.
В нарушение требований ч. 6 ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях копия протокола осмотра помещений ИП Ахметовой А.Х. кызы не направлена.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что осмотр помещений, принадлежащих ИП Ахметовой А.Х. кызы, выполнен без соблюдения требований, установленных ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю указанный протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей недопустимыми доказательствами по делу.
Более того, на фотоснимке зафиксирован работник продуктового магазина, который находится в помещении торгового объекта в маске, в связи с чем, представленная в материалы дела фототаблица не позволяет сделать однозначный вывод о том, что продавец-стажёр Мун Т.В. находилась на рабочем месте без средств индивидуальной защиты.
При этом дата проведения осмотра, а также дата совершения административного правонарушения, указанная в протоколе об административном правонарушении не соответствуют дате выявления нарушений, указанной в рапорте сотрудника полиции ФИО3
Опрошенная ДД.ММ.ГГГГ в ходе производства по делу об административном правонарушении ИП Ахмедова А.Х. кызы пояснила, что около 10 дней назад приняла на работу ФИО12 заключив с ней договор с испытательным сроком на 3 месяца, в настоящее время ФИО13 проходит стажировку в должности продавца-кассира. Работники обеспечены средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками), имеется разметка для дистанции посетителей, средства дезинфекции рук для работников и посетителей, проведена профилактическая беседа по гигиене и мытью рук, обработке рабочих мест и т.д. ФИО14 указанная информация доведена в полном объеме, по какой причине последняя находилась в торговом зале в маске, которая не закрывала дыхательные пути, а находилась на подбородке, неизвестно (л.д. 12).
Однако каких-либо документов, свидетельствующих о том, что Мун Т.В. состоит в трудовых отношениях с ИП Ахметовой А.Х. кызы, материалы дела не содержат.
Более того, сведения о том, что ИП Ахмедова А.Х. кызы не создала необходимые для соблюдения личной и общественной гигиены условия (не обеспечила наличие мыла, кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток, предназначенных для гигиенической обработки дезинфекции рук, бумажных и (или) электрополотенец) в рапорте сотрудника полиции ФИО3, а также объяснении ИП Ахмедовой А.Х. кызы отсутствуют.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о недостаточности представленных доказательств в своей совокупности, поскольку рапорт сотрудника полиции ФИО3, а также объяснение ИП Ахмедовой А.Х. кызы при отсутствии иных документов, позволяющих достоверно установить обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не позволяют сделать вывод о наличии вины ИП Ахмедовой А.Х. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, недостаточность представленных доказательств, прихожу к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Ахмедовой Айнур Ханлар Кызы прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Ю. Образцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.