Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Балаевой Т.Н, судей Кяргиевой Н.Н, Вершининой О.Ю, при секретаре Кудряшовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя автономного образовательного учреждения Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования" Лазаревой Н. М. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 августа 2020 года по иску автономного образовательного учреждения Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования" к Меньшиковой А. Н. о расторжении договора найма, выселении и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В, судебная коллегия
установила:
Меньшикова А.Н. с 01 ноября 1986 года зарегистрирована в комнате "адрес".
Здание общежития по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности Вологодской области, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04 февраля 2009 года N 35-35-01/009/2009-102, передано в оперативное управление автономному образовательному учреждению Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования" (далее - АОУ ВО ДПО "ВИРО"), что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09 июля 2010 года N 35-35-01/063/2010-437.
На основании договора о взаимодействии, заключенного 31 декабря 2009 года между АОУ ВО ДПО "ВИРО" и государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональное училище N 19" (далее - ГОУ НПО "Профессиональное училище N 19"), 11 января 2010 года между АОУ ВО ДПО "ВИРО" и Меньшиковой А.Н. заключен договор найма жилого помещения в общежитии N 8, по условиям которого Меньшиковой А.Н. за плату во владение и пользование предоставлена комната "адрес". В соответствии с пунктом 1 договора он заключен бессрочно.
Совместно с нанимателем Меньшиковой А.Н. в качестве членов ее семьи в жилое помещение вселены ее дочь Курочкина Ю.В. и внучка Курочкина Е.И.
АОУ ВО ДПО "ВИРО" 10 сентября 2019 года направило в адрес Меньшиковой А.Н. уведомление о расторжении договора найма жилого помещения в общежитии, освобождении жилого помещения и снятии с регистрационного учета в срок до 25 сентября 2019 года, которое получено адресатом 15 сентября 2019 года, но до настоящего времени в добровольном порядке не исполнено.
Указывая на отсутствие правовых оснований для занятия Меньшиковой А.Н. жилого помещения, АОУ ВО ДПО "ВИРО" обратилось в суд с иском о расторжении договора найма жилого помещения в общежитии от 11 января 2010 года N 8, заключенного с Меньшиковой А.Н, признании Меньшиковой А.Н. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", возложении на Меньшикову А.Н. обязанности выселиться из занимаемого жилого помещения и сняться с регистрационного учета.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 25 августа 2020 года исковые требования АОУ ВО ДПО "ВИРО" к Меньшиковой А.Н. о расторжении договора найма, выселении и возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель АОУ ВО ДПО "ВИРО" Лазарева Н.М. просит об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований, указывая на необоснованное применение к Меньшиковой А.Н. положений пункта 2 части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 9, 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, на систематическое нарушение Меньшиковой А.Н. сроков внесения платы за жилое помещение.
В возражениях на апелляционную жалобу Меньшикова А.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, полагает решение подлежащим отмене.
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что предоставление Меньшиковой А.Н. комнаты в общежитии не было обусловлено трудовыми отношениями с ГОУ НПО "Профессиональное училище N 19". Поскольку с 1988 по 2015 год Меньшикова А.Н. состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в настоящее время имеет право состоять на соответствующем учете, так как жильем не обеспечена, достигла возраста 55 лет, который в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, порождал право на назначение страховой пенсии, она не может быть выселена из жилого помещения в общежитии без предоставления другого жилого помещения по основаниям пункта 2 части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 9 и 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.
Судебная коллегия находит, что судебное постановление принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Как усматривается из копии лицевого счета на комнату "адрес" и копии паспорта, Меньшикова А.Н. зарегистрирована в указанном жилом помещении с 01 ноября 1986 года. При этом двумя месяцами ранее приказом директора СПТУ - 19 от 26 августа 1986 года она была принята на работу на должность...
Учитывая приведенные обстоятельства, нельзя признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предоставление Меньшиковой А.Н. комнаты в общежитии не было обусловлено трудовыми отношениями с ГОУ НПО "Профессиональное училище N 19".
Действительно, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктами 9 и 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены пенсионеры по старости, персональные пенсионеры и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года).
Между тем, как видно из материалов дела, на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года) Меньшикова А.Н. не относилась ни к одной из категорий лиц, перечисленных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, в том числе и в пунктах 9, 12, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий допускалось только с предоставлением другого жилого помещения, поскольку на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года) Меньшикова А.Н. не достигла пенсионного возраста, а ее дочь Курочкина Ю.В. (1984 года рождения) на тот момент являлась совершеннолетней (21 год).
При таких обстоятельствах Меньшикова А.Н. не приобрела право на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Далее, в соответствии со статьями 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи.
Положениями частей 2 и 3 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Меньшикова А.Н. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит. Постановлением Администрации города Вологды от 27 февраля 2015 года N 1371 Меньшикова А.Н. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договорам социального найма (получение одинокой матерью государственного пособия на содержание и воспитание детей в соответствии с Указом ПВС СССР от 02 сентября 1981 года). Правом на обжалование постановления Администрации города Вологды от 27 февраля 2015 года N 1371 Меньшикова А.Н. не воспользовалась.
К категории граждан, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, Меньшикова А.Н. не относится, пенсионного возраста, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не достигла, в трудовых отношениях с ГОУ НПО "Профессиональное училище N 19", ранее предоставлявшим спорное жилое помещение, не состоит.
Обстоятельства заключения договора найма жилого помещения с Меньшиковой А.Н. впоследствии в отсутствие трудовых отношений с ГОУ НПО "Профессиональное училище N 19", указание в договоре найма от 11 января 2010 года на его бессрочный характер, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, не порождают у Меньшиковой А.Н. права пользования жилым помещением на условиях найма на бессрочный период. Как отмечено ранее, предоставление жилья в общежитии носит временный характер, осуществляется в перечисленных в части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации целях и не является мерой улучшения жилищных условий.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для сохранения за Меньшиковой А.Н. права пользования спорным жилым помещением, в связи с чем она подлежит выселению из комнаты "адрес" без предоставления другого жилого помещения, а договор найма жилого помещения в общежитии N 8 от 11 января 2010 года, заключенный между АОУ ВО ДПО "ВИРО" и Меньшиковой А.Н, - расторжению.
Требования АОУ ВО ДПО "ВИРО" о признании Меньшиковой А.Н. утратившей право пользования указанным жилым помещением и об обязании снятья с регистрационного учета судебная коллегия находит излишне заявленными.
В соответствии с пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Ссылка Меньшиковой А.Н. в возражениях на апелляционную жалобу на пропуск срока исковой давности судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку в суде первой инстанции такое ходатайство ответчиком не заявлялось, а ходатайства о применении срока исковой давности, не заявленные суду первой инстанции, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", не могут быть приняты и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований АОУ ВО ДПО "ВИРО".
Поскольку решение суда первой инстанции отменено, исковые требования АОУ ВО ДПО "ВИРО" частично удовлетворены, с Меньшиковой А.Н. в пользу АОУ ВО ДПО "ВИРО" подлежит взысканию государственная пошлина 6000 рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 25 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования автономного образовательного учреждения Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования" к Меньшиковой А. Н. удовлетворить частично.
Расторгнуть договор найма жилого помещения в общежитии от 11 января 2010 года N 8, заключенный между автономным образовательным учреждением Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования" и Меньшиковой А. Н..
Выселить Меньшикову А. Н, "ДАТА" года рождения, из жилого помещения по адресу: "адрес".
Настоящее решение является основанием для снятия Меньшиковой А. Н, "ДАТА" года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: "адрес", комната 210.
Взыскать с Меньшиковой А. Н. в пользу автономного образовательного учреждения Вологодской области дополнительного профессионального образования "Вологодский институт развития образования" расходы по уплате государственной пошлины 6000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.