Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А, судей Евсютиной Е.И, Коротковой И.Д, при секретаре Сухоруковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. апелляционную жалобу Муминова Салима Султоновича на решение Калужского районного суда Калужской области от 30 июня 2020 года по делу по административному исковому заявлению Муминова Салима Султоновича к Управлению по вопросам миграции Управления министерства внутренних дел по Калужской области, Управлению министерства внутренних дел по Калужской области, Отделу внутренних дел Жуковского района Калужской области об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, УСТАНОВИЛА:
18 марта 2020 года Муминов С.С, действуя через представителя Сейфуллаева А.М, обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором просил признать незаконным решение Управления по вопросам миграции Управления министерства внутренних дел по Калужской области (далее - УВМ УМВД России по Калужской области) о неразрешении Муминову С.С. въезда на территорию Российской Федерации.
В обоснование доводов административного иска указано, что постановлением суда от 05 апреля 2018 года Муминов С.С, являющийся гражданином Республики Таджикистан, привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Административным ответчиком принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Таджикистан Муминову С.С. сроком на пять лет со дня административного выдворения. В настоящее время в семейной жизни Муминова С.С. произошли изменения, в ноябре 2019 года его родители и сестры приобрели гражданство Российской Федерации. Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию нарушает право административного истца на уважение семейной и личной жизни.
Муминов С.С, будучи уведомлен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, его представитель Сейфуллаев А.М. в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика УМВД России по Калужской области Хатеева Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.
Представители административных ответчиков УВМ УМВД России по Калужской области, ОВД по Жуковскому району Калужской области, будучи уведомлены о времени и месте слушания дела извещены, в судебное заседание не явились.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 30 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Муминовым С.С. ставит вопрос об отмене решения районного суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя УМВД России по Калужской области Дерюгину О.Н, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 115-ФЗ), а также Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее по тексту - Закон N 114-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений пункта 2 статьи 27 Закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" установлено, что в соответствии с частью второй статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" органы пограничного контроля и Министерство внутренних дел Российской Федерации (его территориальный орган) проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), отметку, свидетельствующую о запрещении им въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 2.1, 2.2, 3 и 7 части первой статьи 27 указанного Федерального закона, в случае наличия принятого в установленном порядке решения судьи - об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, нарушившего правила пребывания в Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, проставивший указанную отметку, направляет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информацию, необходимую для учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен (пункт 3).
Пунктом 1 Приказа ФМС России от 02.06.2015 N 285 "О порядке информирования ФСБ России о принятии (отмене) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" (действующего на дату спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и относящимся к компетенции ФМС России, структурное подразделение центрального аппарата ФМС России, к компетенции которого относится осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции или территориальные органы ФМС России оформляют представление о неразрешении (отмене решения о неразрешении) въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение к настоящему Порядку).
Из имеющихся в деле доказательств следует, что Муминов Салим Султонович, 28 февраля 1999 года рождения, является гражданином Республики Таджикистан.
Постановлением судьи Жуковского районного суда Калужской области от 05 апреля 2018 года Муминов С.С. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Указанным постановлением установлено, что Муминов С.С, являясь гражданином республики Таджикистан, имея регистрацию по месту пребывания на территории России по адресу: "адрес". 2, фактически проживал по адресу: "адрес", без постановки на миграционный учет по месту пребывания, чем нарушил порядок выбора места пребывания, будучи ранее постановлением начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Жуковскому району от 26 января 2018 года подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление судьи от 05 апреля 2018 года исполнено. В паспорте гражданина Республики Таджикистан Муминова С.С. проставлена отметка от 24 апреля 2018 года о неразрешении ему въезда на территорию Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Врио заместителя начальника - начальником полиции УМВД России по Калужской области Нефедовым В.И. 05 мая 2018 года утверждено представление о неразрешении (отмене решения о неразрешении) въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, на основании которого Муминову С.С. запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком на пять лет, до 03 мая 2023 года.
Из материалов дела следует, что родители и сестры Муминова С.С. в 2019 году приобрели гражданство Российской Федерации. Из объяснений представителя административного истца, данных в суде первой инстанции, следует, что отец и сестры Муминова С.С. проживают в Российской Федерации, мать проживает в Республике Таджикистан совместно с административным истцом, Муминов С.С. в браке не состоит, детей не имеет.
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что применение к административному истцу ограничений в виде запрета въезда в страну, законодательство которой им грубо нарушено, оправдано характером совершенного им административного проступка, и является защитой общественного порядка. Также судом сделан вывод о пропуске административным истцом трехмесячного срока обращения в суд, поскольку при выдворении административного истца 24 апреля 2018 года в его паспорте был проставлен штамп о запрете въезда в Российскую Федерацию. В связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Судебная коллегия соглашается с указанным решением суда, так как реализация миграционным органом своих полномочий при разрешении вопроса в отношении Муминова С.С. соответствовала охраняемым законом целям, поскольку обусловлена противоправным поведением административного истца, последовательность действий административного ответчика соответствовала процедуре принятия оспариваемого решения.
Таким образом, при наличии вступившего в законную силу постановления судьи Жуковского районного суда Калужской области от 05 апреля 2018 года, которым Муминову С.С. назначено дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации, административный ответчик не имел законных оснований для принятия иного решения, кроме ограничения Муминова С.С. на въезд на территорию Российской Федерации.
Доводы административного истца о нарушении оспариваемым решением его права на личную и семейную жизнь являются необоснованными ввиду следующего.
Положения Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не носят императивного характера, подлежат применению с учетом требований Конституции Российской Федерации и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не допускающей необоснованного вмешательства в осуществление права человека на уважение личной и семейной жизни.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке при наличии относимых и достаточных оснований для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
При этом определяющее значение при оценке нарушений тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние имеют тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания, в частности обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство, а уполномоченные органы в свою очередь обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.
Таким образом, при решении вопроса о пребывании иностранного гражданина на территории Российской Федерации судом учитываются фактические обстоятельства конкретного дела.
Поскольку в данном случае факт назначения Муминову С.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации установлен, а доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь Муминова С.С, не представлено, и исходя из того, что родители и сестры приобрели гражданство Российской Федерации в 2019 году, то есть уже после принятия органом миграционного контроля оспариваемого решения, учитывая, что доказательств невозможности совместного проживания со своей семьей и осуществления трудовой деятельности в стране национальной принадлежности не представлено, оснований полагать ошибочным их вывод о том, что реализация миграционным органом своих полномочий при разрешении вопроса в отношении Муминова С.С. соответствовала охраняемым законом целям, как обусловленная его противоправным поведением, не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений норм процессуального законодательства не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муминова Салима Султоновича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.