Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А, судей Болотовой Л.А. и Пшеничной Ж.А.
при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
N 2а-1211/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Проценко И.И. - Балаба А.В, действующего на основании доверенности, на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 октября 2020 г. по административному исковому заявлению Проценко И.И. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя о признании незаконным и необоснованным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Проценко И.И. по доверенности Балаба А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
установила:
Проценко И.И. обратилась в суд с административным иском к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее по тексту - КуМИ г. Ставрополя) о признании незаконным и необоснованным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что Проценко И.И. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N); "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, под сад (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, N.
Указанные земельные участки находятся в территориальной зоне "Ж-4. Зона дачных и садоводческих объединений", которая, согласно статье 47 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 сентября 2017 г. N 136 (далее по тексту - Правила), предназначена для ведения садоводства, огородничества, для строительства сооружений как сезонного, так и круглогодичного использования. Земельный участок, предоставленный садоводческому (дачному) объединению, состоит из земель общего пользования и садовых (дачных) участков. К вспомогательным видам разрешенного использования территориальной зоны Ж-4 относится, в том числе, обслуживание автотранспорта, код (числовое обозначение) которого 4, 9. В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатором видов разрешенного использования земельных участков" код (числовое обозначение) 4.9 означает "Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо".
Таким образом, запрашиваемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка для участков с кадастровыми номерами N и N является вспомогательным видом разрешенного использования территориальной зоны Ж-4, в которой эти участки расположены.
28 сентября 2019 г. административный истец обратился в КуМИ г. Ставрополя с заявлениями об изменении вида разрешенного использования и установления в качестве вспомогательного вида использования: - на земельном участке с кадастровым номером N "Обслуживание автотранспорта" код классификатора 4.9; на земельном участке с кадастровым номером N "Обслуживание автотранспорта" код классификатора 4.9.
КуМИ г. Ставрополя отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков, о чем имеются уведомления N 08/15-8078с от 18 октября 2019 г. и N 08/15-8307с от 20 октября 2019 г. соответственно. Основания отказа идентичны - несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования основному виду разрешенного использования, установленному для территориальной зоны, в которой расположены земельные участки, Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ставрополя.
Административный истец полагает указанные основания отказа не законными, так как на основании части 3 статьи 10 Правил каждый вид разрешенного использования земельного участка имеет следующую структуру: 1) код (числовое обозначение) вида разрешенного использования; 2) текстовое наименование вида разрешенного использования. Текстовое наименование вида разрешенного использования земельного участка и его код (числовое обозначение) являются равнозначными.
Оспариваемое решение органа местного самоуправления нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно противоречит действующему законодательству и нормативно-правовым актам, а также приводит к неэффективному использованию земельного участка, что препятствует собственнику Проценко И.И осуществлять право на использование участка.
22 июня 2020 г. административный истец уточнил просительную часть заявленных исковых требований, в результате чего просил:
признать незаконным и необоснованным отказ КуМИ г. Ставрополя
N 08/15-8078с от 18 октября 2019 г. в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером: N по адресу: "адрес", садовое товарищество "Виола", и установления к основному виду использования "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию" вспомогательного вида использования в соответствии с кодом 4.9 Классификатора - "Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо";
обязать КуМИ г. Ставрополя устранить допущенные нарушения прав административного истца - изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером: N по адресу: "адрес", к использование "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию" добавить вспомогательный вид использования, предусмотренный кодом 4.9 Классификатора - "Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо";
признать незаконным и необоснованным отказ КуМИ г. Ставрополя N 08/15-8307с от 29 октября 2019 г. в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером: N по адресу: "адрес", и установления к основному виду использования "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию" вспомогательного вида использования в соответствии с кодом 4.9 Классификатора - "Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо";
обязать КуМИ г. Ставрополя устранить допущенные нарушения прав административного истца - изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером: N по адресу: "адрес", к использование "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию" добавить вспомогательный вид использования, предусмотренный кодом 4.9 Классификатора - "Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо".
Протокольным определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 07 сентября 2020 г. к производству суда принято уточненное исковое заявление.
Административный истец указал, что в ходе судебного заседания установлено, что на основании пункта 1.2 раздела 1 административного регламента города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 2 апреля 2015 N 591 (далее по тексту - Административный регламент), заявителями являются физические или юридические лица, за исключением собственников земельных участков, государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления.
Таким образом, Административным регламентом определен круг заявителей (получателей) данной муниципальной услуги, к которому собственники земельных участков не относятся, в связи с чем рассмотрение и принятие решений по таким заявлениям не входит в компетенцию административного ответчика.
Собственником земельных участков является Проценко И.И, то есть поданные ей заявления не могли быть рассмотрены административным ответчиком, в связи с чем основания для отказа в муниципальной услуге не могут быть признаны законными и обоснованными. Основания для отказа как обращение с заявлением собственника земельного участка пунктом 2.9 Административного регламента не предусмотрено. Таким образом, вынесенные не уполномоченным органом Уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги N08/15-8078с от 18 октября 2019 г. и N08/15-8307с от 29 октября 2019 г. нарушают требования действующего законодательства, в связи с чем являются не законными.
Указывает, что нельзя признать состоятельными доводы, указанные административным ответчиком в отзыве в части того, что вид разрешенного использования "служебные гаражи" не может являться вспомогательным, так как основным видом разрешенного использования спорных земельных участков является "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию", отнесенных к территориальной зоне Ж-4, так как в соответствии с пунктом 32 Таблицы приложения к решению Ставропольской городской думы от 29.05.2019 N349, которым дано толкование Правилам землепользования и застройки на территории города Ставрополя - вид разрешенного использования "служебные гаражи" предусмотрен в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-4.
В ходе судебного заседания представитель административного ответчика пояснила, что рассмотрение заявлений об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, поступившие от собственников земельных участков, входит в компетенцию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. При поступлении административному ответчику заявления Проценко И.И, решение которого не входит в его компетенцию, единственным законным действием, которое он должен предпринять - направление его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В данном случае таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Согласно уточненным административным исковым требованиям от 07 сентября 2020 г, не отказываясь от ранее заявленных требований, административный истец просила суд:
признать незаконным и необоснованным вынесенное КуМИ г. Ставрополя уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги N 08/15-8078с от 18 октября 2019 г. в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером: N по адресу: "адрес"
обязать КуМИ г. Ставрополя устранить допущенные нарушения прав административного истца и, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направить заявление административного истца - Проценко И.И. от 28 сентября 2019 г. N 30_2-321200 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для рассмотрения и принятия решения по существу обращения;
признать незаконным и необоснованным вынесенное КуМИ г Ставрополя уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги N 08/15-8307с от 29 октября 2019 г. в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером: N по адресу: "адрес"
обязать КуМИ г. Ставрополя устранить допущенные нарушения прав административного истца и в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направить заявление административного истца Проценко И.И. от 28 сентября 2019 г. N 30_ 2-321198 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для рассмотрения и принятия решения по существу обращения.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от
13 октября 2020 г. административные исковые требования Проценко И.Н. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Проценко И.И. - Балаба А.В. полагает указанное решение незаконным, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, выразившиеся в неприменение закона, подлежащего применению, что нарушает права и законные интересы заявителя, а именно нарушает: права собственников земельных участков, предусмотренные статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, на использование земельных участков в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием (пункт 3 части 1 статьи 40), права, предусмотренные статьей 5 Федерального закона РФ N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в части переадресации при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом в компетенцию которых не входит рассмотрение подобного рода обращений письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона, а также не применены подлежащие применению нормы, закрепленные в пункте 32 Таблицы к приложения к решению Ставропольской городской думы от 29 мая 2019 г. N 349.
Постановлением администрации города Ставрополя от 02 апреля 2015 г. N 591 утвержден административный регламент администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги, к которому прилагается бланк заявления от физического липа "Об изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования". Таким образом, суд ошибочно полагает, что истцом подано не надлежащее заявление, так как другого рода заявления законодательно не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 32 Таблицы приложения к решению Ставропольской городской думы от 29 мая 2019 г. N 349, которым дано толкование Правилам землепользования и застройки на территории города Ставрополя - вид разрешенного использования "служебные гаражи" предусмотрен в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-4 "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию". В связи с чем ошибочны доводы суда и о том, что к основному виду разрешенного использования спорных земельных участков "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию", отнесенных к территориальной зоне Ж-4 в качестве вспомогательного нельзя применять вид разрешенного использования "служебные гаражи".
Муниципальный служащий (в данном случае сотрудник КУМИ г. Ставрополя), к которому на исполнение поступает обращение гражданина, рассмотрение которого не входит в его компетенцию, не имел право его рассматривать и выносить по нему решение, а обязан был перенаправить его в соответствующий компетентный орган в данном случае в Росреестр.
Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить требования административного истца в части признания незаконными и необоснованными действия КуМИ г..Ставрополя по рассмотрению заявлений Проценко И.И. и вынесению уведомлений об отказе в предоставлении муниципальной услуги N08/15-8078с от 18 октября 2019 г..в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"; об отказе в предоставлении муниципальной услуги N 08/15-8307с от 29 октября 2019 г..в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", садовое товарищество "Виола"; возложить обязательство на комитет по управлению муниципальным имуществом, администрацию "адрес" устранить допущенные нарушения прав административного истца и, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г..N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направить заявление административного истца Проценко И.И. от 28 сентября 2019 г..N 30_2-321200 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для рассмотрения и принятия решения по существу обращения; направить заявление административного истца Проценко И.И. от 28 сентября 2019 г..N 30_2-321198 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для рассмотрения и принятия решения по существу обращения.
При этом в резолютивной части решения указать о необходимости рассмотрения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю заявлений Проценко И.И. об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ей на праве собственности земельных участков от 28 сентября 2019 г..N 30_2-321198 и от 28 сентября 2019 г..N 30_2-321200, в соответствии с действующими на момент обращения Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 сентября 2017 г..N 136.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание апелляционной инстанции административный истец Проценко И.И, представитель административного ответчика КуМИ г. Ставрополя, представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя, представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации г. Ставрополя не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частями 1 и 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе путем размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о судебном заседании.
В силу статьей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства по делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее по тексту - ЕГРН), административному истцу Проценко И.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу "адрес"", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ N), а также земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, под сад (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ N).
28 сентября 2019 г. административный истец Проценко И.И. посредством подачи документов через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе, обратилась в КуМИ г. Ставрополя с заявлением N 30_2-321200 об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, указав предполагаемую цель использования "размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0 а также для стоянки и хранения".
Также 28 сентября 2019 г. административный истец Проценко И.И. посредством подачи документов через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе, обратилась в КуМИ г. Ставрополя с заявлением N 30_2-321198 об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, указав предполагаемую цель использования "размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0 а также для стоянки и хранения".
Как следует из уведомлений об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18 октября 2019 г. N 08/15-8078с и от 29 октября 2019 г. N 08/15-8307с, КуМИ г. Ставрополя отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
Причиной отказа от 18 октября 2019 г. N 08/15-8078с послужило несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования основному виду разрешенного использования, установленному для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Ставрополя. Заявителями по данной услуге являются физические или юридические лица, за исключением собственников земельных участков, государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления. По сведениям ЕГРН собственником земельного участка является Проценко И.И, в виду чего муниципальная услуга не может быть оказана собственникам земельных участков. Градостроительный регламент зоны "Ж4" - зона дачных и садоводческих объединений" не предусматривает запрашиваемый вид разрешённого использования земельного участка "служебные гаражи" в качестве основного или условно-разрешенного вида использования.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги указаны в уведомлении от 29 октября 2019 г. N 08/15-8307с.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что истцом поданы заявления на изменение основного вида разрешенного использования земельного участка. Градостроительный регламент территориальной зоны "Ж-4. Зона дачных и садоводческих объединений", в границах которого находятся земельные участки, принадлежащие Проценко И.И, предусматривает основной вид разрешенного использования указанных земельных участков "для ведения садоводства, для использования под сад по фактическому использованию" и не предусматривает вид разрешенного использования земельного участка "для размещения постоянных или временных гаражей, стоянок, для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо" в качестве основного или условно разрешенного вида использования. Поскольку изменить основной и вспомогательный виды использования участка возможно без дополнительных разрешений и согласований, Проценко И.И. необходимо было обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования, КуМИ г..Ставрополя не может подменить собой орган кадастрового учета, в виду чего не обладает полномочиями по изменению разрешенного вида использования земельного участка, который находится в частной собственности.
Согласно пункту 2.3 Административного регламента администрации г..Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования", утвержденного постановлением администрации г..Ставрополя от 02 апреля 2015 г..N 591, результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление администрации города Ставрополя об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования; уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги. В виду вышеизложенного, КуМИ г..Ставрополя не вправе было перенаправлять заявления Проценко И.И. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными, основанными на всестороннем исследовании представленных в материалы дела доказательств, которым дана надлежащая оценка.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Из системного анализа подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, пунктов 1, 3 статьи 37, Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что виды разрешенного использования земельных участков делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Аналогичный порядок изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка предусмотрен и в настоящее время.
Поскольку принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в границах города Ставрополя, то к ним применяются положения Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27 сентября 2017 г. N 136.
Согласно сведениям, представленным комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя, публичной кадастровой карте, карте градостроительного зонирования г. Ставрополя и статей 47 Правил землепользования и застройки города Ставрополя указанные земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-4 "Зона дачных и садоводческих объединений", которая предназначена для ведения садоводства, огородничества, для строительства сооружений как сезонного, так и круглогодичного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как видно из Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, вспомогательным видом разрешенного использования территориальной зоны "Ж-4". Зона дачных и садоводческих объединений" является "обслуживание автотранспорта (4.9)". Характеристика вида разрешенного использования - размещение стоянок (парковок).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в редакции N 4 от 09 августа 2018 г. коду 4.9 соответствовал вид разрешенного использования земельного участка "обслуживание автотранспорта" - размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1
Приказом Минэкономразвития России от 09 августа 2018 г. N 418 в приказ Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" внесены изменения, согласно которым коду 4.9 соответствует вид разрешенного использования "служебные гаражи" - размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо.
В целях единообразия понимая и применения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Ставрополя решением Ставропольской городской Думы от 29 мая 2019 г. N 349 дано толкование Правил землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края в части соответствия установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, которым установлено соответствие кода 4.9, указанного в Правилах землепользования и застройки г. Ставрополя, кода 4.9, указанному в приказе Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Согласно толкованию использование земельных участков с основным или условно разрешенным видом использования "служебные гаражи" в территориальной зоне "Ж-4" не предусмотрено (градостроительное заключение от 11 октября 2019 г. N 565 (л.д. 95).
В силу положений пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, такие как вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН), установлено, что в сведениях ЕГРН о земельном участке указываются, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Основания для внесения изменений в ЕГРН предусмотрены статьей 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом согласно статье 33 Закона N 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно которому Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В силу закона для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка собственнику земельного участка необходимо обратиться в установленном законом порядке в орган кадастрового учета.
На основании вышеизложенной совокупности норм права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Проценко И.И. обратилась с заявлениями об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем КуМИ г. Ставрополя подготовлены обоснованные отказы в удовлетворении заявления, поскольку КуМИ г. Ставрополя не обладает правомочиями по рассмотрению подобных заявлений собственника земельного участка, а также в связи с тем, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка "служебные гаражи" не может быть установлен в качестве основного или условно-разрешенного вида использования, в виду не соответствия градостроительному регламенту зоны "Ж-4" - зона дачных и садоводческих.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы административного истца о необходимости передачи заявлений в Управление Росреестра по Ставропольскому краю в виду следующего.
Отношения, связанные с осуществлением кадастрового учета и ведением государственного кадастра недвижимости, прямо урегулированы специальным законодательством, в частности, положениями статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иными нормативными правовыми актами. Указанными нормами устанавливает специальные требования к обращениям граждан по вопросам кадастрового учета, специальные порядок и сроки рассмотрения заявлений граждан, отличные от порядка и сроков, установленных Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
На возможность применения Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" только в случаях, когда иной порядок рассмотрения обращений и заявлений граждан не установлен иными Федеральными законами, указано в самом законе. Так, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан" установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Таким образом, ссылка административного истца на положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о необходимости перенаправления заявлений в Управление Росреестра по Ставропольскому краю, основана на неверном толковании норм материального права.
Суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Так как вынесенное по делу решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от
13 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Проценко И.И. - Балаба А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Э.А. Шеховцова
Судьи
Л.А. Болотова
Ж.А. Пшеничная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.