Дата вступления в законную силу - 2 февраля 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 02 февраля 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
Скурихина Д. Н, "дата" г.р, уроженца "... ", зарегистрированного по адресу: "адрес"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2021 года, Скурихин Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 20 (двадцать) суток.
Вина Скурихина Д.Н. установлена в следующем:
Скурихин Д.Н, являющийся организатором незаконного публичного мероприятия в виде митинга, с целью выражения несогласия с задержанием "... " А.А. "дата" в "адрес", выполняя организационно-распорядительные функции, осуществил агитацию неопределенного круга лиц, посредством интернет-ресурса социальной сети "ВКонтакте" принять участие "дата" в 14 часов 00 минут в публичном мероприятии в форме митинга на "адрес", "дата" в 20 часов 45 минуту Скурихин Д.Н на странице сообщества "Полигон ТБО в МО СП "деревня МИХАЛИ"" (https:vk.соm/mikhalipoligon) в социальной сети "ВКонтакте", размещенной по ссылке: https:vk.соm/mikhalipoligon?w=wall-190942011_7505 опубликовал информационный материал - текст: "Друзья, хорошая идея как провести в Питере 23-е число! Если вы не можете идти на Сенатскую площадь ногами - поехали на авто! Помните как хорошо у нас получилось поездить по Невскому в конце 2011 года с белыми ленточками? Я вчера сгонял туда на разведку - там можно отлично поездить! Не надо, конечно, на саму площадь заезжать)) Можно так - ездим по краю Сенатской площади мимо Конституционного суда от Манежа до набережной Невы и обратно. Едем мимо площади - сигналим. Там примерно 300 метров в каждую сторону - полный "круг" около 600 м. Сто машин прекрасно поместятся. Если этот маршрут почему - то окажется невозможен - ездим либо вокруг Адмиралтейства - все повороты направо (1, 9 км) либо в противоположную сторону через Замятин переулок - все мимо Сенатской. Прикрепляем на машину белую ленточку и вперед и вперед, не создавая заторов. И еще, Друзья, главное во всех этих мероприятиях не то, что и как скажут будут задержаны оккупационными властями)!! Главное - это ЧТО и КАК скажете вы! Демократия - это дело народа, а не отдельных лиц, как бы они не были активны, смелы, умны и решительны. Это наше общее дело! Т.ч. до встречи на Сенатской! Смелее, кричите громче, от сердца, от души!! Чтобы дошло до оккупантов, что им пора на выход))) Вот например мои любимые лозунги... ".
Под текстом опубликованы три фотографии, на первой видны два здания, на стене одного имеется надпись: "Навальному волю", на другом " Мир свобод", на второй надпись "Свежее мясо" и свободу Навальному", на третьей фотографии также видно здание, на фасаде которого имеется надпись: "Путина долой", которая написана на другой надписи, которая не читаема.
"дата" в 14 часов 00 минут, на призывы Скурихина Д.Н. собраться на Сенатской площади в Санкт-Петербурге собралось не менее 500 оппозиционно настроенных граждан на митинг с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера "несогласие с задержанием Навального в рамках уголовного дела", при этом громко обсуждали задержание Навального, хлопали в ладоши и скандировали речёвки "Свободу Навальному", "Путин вор", "Позор" тем самым привлекая внимание неопределенного круга лиц, создавая массовое скопление граждан. Проведение данного публичного мероприятия с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга Скурихиным Д.Н. не согласовано.
Таким образом, своими действиями Скурихин Д.Н. нарушил требования, установленные п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
При этом, Скурихин Д.Н. был ранее привлечен к административной ответственности на основании постановления Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2020 года по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, вступившего в законную силу 01декабря 2020 года.
Защитник Скурихина Д.Н. - Ткаченко И.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указал, что постановление суда незаконно и необоснованно. Протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку содержит незаконную квалификацию действий Скурихина по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ. Участковым уполномоченным "... " Е.В. в протокол об административном правонарушении вносились изменения, в том числе в квалификацию действий Скурихина. Также протокол не содержит сведения о месте совершения правонарушения - адрес местонахождения Скурихина в 20 час. 45 минут "дата" в момент размещения публикации на странице сообщества в социальной сети "ВКонтакте". Суд расширил пределы предъявляемого обвинения. В постановлении не указаны срок и порядок обжалования. Скурихину назначено наказание, не предусмотренное положениями КоАП РФ. Материалы дела не доказывает, что именно Скурихиным была сделана указанная публикация, подтверждений того, что аккаунт в социальной сети Вконтакте "Полигон ТБО в МО СП "деревня МИХАЛМ" принадлежит Скурихину, нет. Публикация, размещенная по указанной в протоколе об АП ссылке в социальной сети Вконтакте, не содержит сведений о планировании публичного мероприятия в какой-либо из форм, требующих согласования с органами исполнительной власти, не содержит сведений о дате и времени планируемого мероприятия. Необоснованной является квалификация действий Скурихина по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и определение его статуса как организатора публичного мероприятия, поскольку осуществление предварительной агитации, даже если оно имело место в действительности, не свидетельствует о выполнении организационно-распорядительных функций. Имеются противоречия в материалах дела о времени задержания Скурихина Д.Н.
Рапорта сотрудников полиции получены с нарушением ст.25.6 КоАП РФ, поскольку сотрудники не были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.19 КоАП РФ. Видеозаписи, представленные на диске, не являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку отсутствуют сведения об источнике их происхождения. В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что на момент совершения вмененного Скурихину административного правонарушения, он является лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение однородного правонарушения. Результаты оперативно-розыскной деятельности, произведенные в отношении Скурихина Д.Н, получены с нарушением ст.ст.2, 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в отсутствие законных оснований, не отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ. Незаконное применение обеспечительных мер нарушило право на свободу и личную неприкосновенность Скурихина. Судом не было удовлетворено ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции. Дело было рассмотрено в отсутствие прокурора, поддерживающего обвинение. Применение меры наказания в виде административного ареста не отвечает конституционно значимым критериям дифференциации, индивидуализации и соразмерности наказания.
Скурихин Д.Н. в Санкт-Петербургский городской суд не доставлен, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом - лично, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствием.
Защитник Ткаченко И.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, Частью 8 ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1- 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование), могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", организатор публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В рамках организации публичного мероприятия, Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о собраниях, митинга, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 части 4 статьи 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ изложенных в Постановлении от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", для целей указанных статей КоАП РФ под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).
Имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что Скурихин Д.Н, "дата", в 20-45, используя интернет-ресур и социальную сеть "В Контакте", осуществил агитацию неопределенного круга лиц, распространяя призывы принять участие "дата" в 14 часов 00 минут в заведомо несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на Сенатской площади в Санкт-Петербурга и последующем шествии к Гостиному двору в Санкт-Петербурге, расположенному по адресу: Невский пр. д.35, что является нарушением п. 1 ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", т.е. организовал публичное мероприятие в форме несогласованного митинга.
В ходе рассмотрения настоящего дела, Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ было установлено событие административного правонарушения, исследованы представленные по делу доказательства: протокол об административном правонарушении от 24.01.2021, рапорты и объяснения сотрудников полиции, письмо начальника Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по СПб, акт осмотра страниц в сети "Интернет", ответы Комитетеа по вопросам законности, правопорядка и безопасности, видеозаписи, решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2020 года, которым постановление Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2020 года о признании Скурихина Д.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, было оставлено без изменения.
Доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ как допустимые, относимые и в совокупности достаточные для установления вины Скурихина Д.Н. в совершении административного правонарушения.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Действия Скурихина Д.Н. правильно квалифицированы по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.
Рапорты и объяснения сотрудников полиции соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ, каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших рапорты, материалы дела не содержат, при этом исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе не может свидетельствовать об их субъективности.
В вызове в судебное заседание и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции, не было необходимости, поскольку все необходимые для рассмотрения дела сведения изложены в рапортах и объяснениях сотрудников полиции, имеющихся в материалах дела.
Все заявленные стороной защиты ходатайства были рассмотрены судом своевременно и мотивировано в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения дела в суде допущено не было.
Постановление суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным.
Рассмотрение настоящего дела в отсутствие прокурора не является нарушением требований ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности, доставление и административное задержание.
При этом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Поскольку Скурихин Д.Н. был доставлен во 2 отдел полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде административного ареста, решение о его доставлении в отдел полиции и задержании является законным и обоснованным. Протокол применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, оснований для признания протокола недопустимым доказательством не имеется.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела в отношении Скурихина Д.Н, по делу не установлено.
Наказание Скурихину Д.Н. определено в пределах санкции части 8 ст.20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями глав 3 и 4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности лица, привлекаемого к ответственности.
Оснований для признания назначенного наказания чрезмерно суровым, не имеется, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст.3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 24 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Скурихина Д. Н. оставить без изменения, жалобу защитника Ткаченко И.В.- без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.