Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Барминой Е.А.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нарышкиной М. Е. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года по делу N 2-1236/2020 по иску Нарышкиной М. Е. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга об обязании назначить страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, объяснения истца Нарышкиной М.Е, представителя ответчика Смирновой А.К. (доверенность от 3 "дата" сроком на 3 года, диплом N...), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Нарышкина М.Е, "дата" г.р, обратилась в УПФР по Кировскому району Санкт-Петербурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в удовлетворении которого ей было отказано решением ответчика от 25.10.2019г. по причине отсутствия необходимого индивидуального пенсионного коэффициента 16, 2 (ИПК).
13.12.2019г. (по почте 11.12.2019г.) Нарышкина М.Е. обратилась в суд с иском к УПФР РФ по Кировскому району Санкт-Петербурга и просила обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 23.07.2019г, поскольку полагала вышеуказанный расчет коэффициента необоснованным, ответчик при расчете ИПК истца допустил ошибку и, по мнению истца, коэффициент составляет не 10, 690, а 21, 53 с учетом всех периодов работы истца и иной деятельности до 01.01.2002 г, в связи с чем истец полагала, что имеет право на страховую пенсию по старости. Истец просила удовлетворить исковые требования на основании ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Договора между РФ и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24.01.2006г.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Нарышкина М.Е. "дата" г.р, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования РФ 08.07.2016г.
Нарышкина М.Е. обратилась в УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга с заявлением от 05.08.2019г. о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом истец просила назначить ей пенсию по принципу пропорциональности по п. 1 ст. 23 Договора - за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией; за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992г. на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации, каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на его территории. Такой выбор окончательный и пересмотру не подлежит (л.д. 49).
Решением УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга от 25.10.2019г. N 754552/19 Нарышкиной М.Е. в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением п.1 ст.23 Договора между РФ и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24.01.2006 года - отказано в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16, 2.
Как следует из указанного решения, общий страховой (трудовой) стаж истца в РФ и Республике Беларусь составил 19 лет 08 месяцев 29 дней, Общий страховой (трудовой) стаж истца в РФ составил 10 лет 06 месяцев 12 дней, индивидуальный коэффициент - 10, 690. В заявлении о выборе способа определения права при назначении пенсии Нарышкина М.Е. выбрала п.1 ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24.01.2006 года (по принципу пропорциональности).
06.12.2019г. УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга принято решение N 1599 от 06.12.2019г. об обнаружении ошибки, допущенной при назначении пенсии, согласно которому были сделаны запросы в организации, в которых работала истец, и после поступления ответа из ФГКУ "Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации" N2/104621 от 14.11.2019, подтверждающего период работы с 13.03.1992 по 22.06.1992, Управление решило отменить принятое решение N 754552/19 от 25.10.2019 в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением п. 1. Ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 и произвести повторную оценку пенсионных прав с учетом периода работы с 13.03.1992 по 22.06.1992.
Пенсионные права истицы были пересмотрены и согласно Решению N 754552/19/2 от 06.12.2019 в назначении пенсии вновь отказано в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16.2. Общий страховой (трудовой) стаж в Российской Федерации и Республике Беларусь составил 20 лет 00 месяцев 8 дней. Общий страховой (трудовой) стаж в Российской Федерации составил 10 лет 09 месяцев 21 день. Индивидуальный пенсионный коэффициент - 11, 056. (вместо требуемого 16, 2).
Указанные решения Пенсионного фонда в установленном законом порядке и сроки истец не обжаловала.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости был выбран вариант назначения пенсии с применением п.1 ст. 23 Договора между РФ и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24.01.2006 года, решения Пенсионного фонда от 25.10.2019г. и от 06.12.2019г. об отказе в назначении ей пенсии не обжаловала, ИПК составляет менее 16, 2, а потому исковые требования Нарышкиной М.Е. об обязании ответчика назначить ей страховую пенсию по старости не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующих обстоятельств.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии
Согласно п. 1 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - Договор от 24.01.2006) указанный договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к 3) трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (пп.3).
Пунктом 1 ст. 23 Договора от 24.01.2006 предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
В соответствии с положениями ст. 11 Договора от 24.01.2006 при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п.1).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п.2).
В случае если общая продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то этот период засчитывается компетентным органом (организацией) другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории этой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию (п.3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (п.1).
Положения статьи 10 и абзаца второго пункта 1 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 года путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации (п.2).
В силу п. 1 ст. 10 Договора от 24.01.2006 каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В настоящем случае истец выбрала пропорциональный принцип расчета пенсии, предусмотренный п. 1 ст. 23 Договора от 24.01.2006, то есть:
- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Периоды работы истца, учтенные ответчиком в страховой стаж:
- 01.09.1981 - 23.121985 (учеба)
- 24.12.1985 - 23.06.1987 (уход за ребенком до 1, 5 лет)
- 01.02.1988 - 12.03.1992 (работа)
- 15.10.1992 - 31.12.2001 (работа в Республике Беларусь).
Также дополнительно после пересмотра пенсионных прав включен период работы на территории РФ 13.03.1992 - 22.06.1992.
После 13.03.1992 (с 15.10.1992 по 31.12.2001) истец работала на территории Республики Беларусь, в связи с чем за данный период в силу пп. 2 п. 1 ст. 23 Договора от 24.01.2006 каждая Договаривающаяся Сторона (для данного периода - Республика Беларусь) исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Согласно положениям ст. 11 Договора от 24.01.2006 подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию (п.1).
Общий страховой стаж на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, исчисленный ответчиком с учетом ст. 11 Договора от 24.01.2006, у истца составляет 20 лет 00 месяцев 08 дней (согласно решению УПФР от 06.12.2019).
На территории бывшего СССР (учет по пп. 1 п. 1 ст. 23 Договора от 24.01.2006) и РФ страховой стаж истца составил 10 лет 09 месяцев 21 день.
Между тем, в силу п. 1 ст. 10 Договора от 24.01.2006 каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В числе условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (п. 2, 3).
В силу ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Учитывая изложенное, для назначения пенсии в Российской Федерации на 2019 год величина ИПК составляла 16, 2.
При таком положении, ответчиком правомерно подсчитан при определении права истца на пенсию общий страховой стаж на территории бывшего СССР и Республики Беларусь в соответствии со ст. 11 Договора. Ответчиком не оспаривалось наличие у истца одного из условий назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ - страхового стажа 20 лет 00 месяцев 08 дней
Вместе с тем, с учетом положений п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 23 Договора от 24.01.2006, в целях назначения и исчисления страховой пенсии, подлежащей выплате на территории РФ, ответчиком исчислен ИПК, предусмотренный ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ, при этом страховой стаж для расчета ИПК истца учитывался ответчиком по пропорциональному принципу, исходя из страхового стажа на территории РФ, без учета стажа на территории Республики Беларусь.
Несмотря на то, что общий страховой стаж истца составил более 15 лет, с учетом положений Договора от 24.01.2006, предусматривающих исчисление и назначение пенсии на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Договаривающейся стороны, ИПК истца составил 11, 056, что менее 16, 2, а потому решение об отказе в назначении страховой пенсии обоснованно, оснований для обязания ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости не имеется.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что не была информирована пенсионным органом о наиболее выгодно варианте расчета пенсионных прав, Договор от 24.01.2006 не предусматривает письменный выбор варианта пенсионного обеспечения
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию положений Договора от 24.01.2006, подмене понятий подсчета пенсионных прав и назначения, исчисления пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что при повторном обращении истца с заявлением 14.08.2020 о назначении пенсии, по ст. 23 Договора от 24.01.2006 года ИПК истца был рассчитан и равнялся 12, 7 при требуемом 16, 2, что также является препятствием для назначения пенсии.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нарышкиной М. Е. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.