Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Черкасовой Г.А.
судей
Миргородской И.В, Хвещенко Е.Р.
при секретаре
с участием прокурора
К.
А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 августа 2020 года апелляционную жалобу "адрес" на решение Красногвардейского районного суда "адрес" от "дата", состоявшееся по гражданскому делу N... по иску прокурора "адрес" в защиту интересов неопределенного круга лиц к "адрес" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В, объяснения представителя "адрес" И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора А, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к "адрес" об обязании ответчика включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории "адрес" на 2020 год свалку отходов производства и потребления на территории земельного участка около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге; обязании ответчика в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории земельного участка около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге.
В обоснование исковых требований истец указывал, что прокурором района проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории общего пользования "адрес". Проверкой установлено, что на землях общего пользования около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге размещены отходы производства и потребления (отработанные автомобильные покрышки, отходы пластика, кузов автомобиля и т.п.). Отходы сброшены на почву. Указанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является, в адресную программу несанкционированных мест размещения свалочных масс на территории "адрес", планируемых в 2020 году не включен. Ответчиком полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объёме не реализованы, свалка не ликвидирована. Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Красногвардейского районного суда "адрес" от "дата" постановлено обязать "адрес" в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории земельного участка около домов 68 - 72 по пер. Уманскому Санкт-Петербурга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик "адрес" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 1 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании статьи 3 Федерального закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участок обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Согласно пункту 1.4 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N 1098, Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании пункта 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Пунктами 3.10.4, 3.10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании пункта 2.2 Приложения N... к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства "адрес" от "дата" N.., на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокурором района проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории общего пользования "адрес".
Проверкой установлено, что на землях общего пользования около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге размещены отходы производства и потребления (отработанные автомобильные покрышки, отходы пластика, кузов автомобиля и т.п.). Отходы сброшены на почву.
Указанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время указанный земельный участок включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории "адрес" на 2020 год.
Ответчиком полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объёме не реализованы, свалка не ликвидирована.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеприведенных нормам права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установив, что материалами дела подтверждается наличие нарушения ответчиком действующего законодательства в области охраны окружающей среды, свалка не ликвидирована, пришел к выводу, что требования истца об обязании ответчика в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления подлежат удовлетворению.
Поскольку материалами дела подтверждается, что в настоящее время земельный участок около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории "адрес" на 2020 год, суд пришел к выводу, что исковые требования в части обязания ответчика включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории "адрес" на 2020 год свалку отходов производства и потребления на территории указанного земельного участка удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке представленных доказательств и подтверждаются материалами дела.
Доводы ответчика о том, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку земельный участок около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2020 год, администрация не уклоняется от выполнения обязанностей по ликвидации спорной свалки отходов и своевременно предпринимает все необходимые меры в соответствии с полномочиями в рамках имеющегося финансирования на очередной финансовый год, судебной коллегией отклоняются.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок около домов 68 - 72 по пер. Уманскому в городе Санкт-Петербурге включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2020 год, однако "адрес" в материалы дела не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов были организованы.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что указанный участок включен в адресную программу, не опровергает правильных выводов суда о наличии у ответчика обязанности по организации работ по ликвидации несанкционированных свалок, что согласуется с полномочиями администрации района Санкт-Петербурга, возложенными на нее Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N 1098.
Кроме того, адресная программа ликвидации несанкционированных свалок, на которую ссылается ответчик, составлена начальником отдела благоустройства дорожного хозяйства, утверждена заместителем главы администрации района и является внутренним документом ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд пришел к правильному выводу, что требование прокурора о понуждении ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на указанном земельном участке подлежит удовлетворению.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.