Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Ильичевой Е.В, Стаховой Т.М.
с участием прокурора Скибенко С.А.
при секретаре Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-5638/20 по апелляционной жалобе Матвеева Д.С. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2020 года по административному исковому заявлению Управления министерства внутренних дел по Приморскому району г. Санкт-Петербурга к Матвееву Д.С. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения административного ответчика Матвеева Д.С, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Скибенко С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее УМВД России по Приморскому району г.Санкт-Петербурга) обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило установить в отношении Матвеева Д.С, "дата" года рождения, уроженца г "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес" на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, а именно 8 лет, то есть до "дата", одновременно установив ему следующие ограничения: обязательная явка два раза в месяц в Отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В обоснование заявленных требований УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга указало, что Матвеев Д.С. ранее судимый: приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2001 года по ст. 161 ч. 2 п. "а, б, в, г" УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, 31 октября 2001 года освобожден условно-досрочно по определению Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, не отбытый срок наказания 9 месяцев 14 дней; "дата" приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга по ст. 162 ч. 2 п. "б" УК РФ, с присоединением приговора от "дата", общий срок 8 лет 6 месяцев лишения свободы, освобожден по отбытию наказания "дата".
"дата" приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга Матвеев Д.С. вновь осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам лишения свободы, то есть за совершение преступления, отнесенного к категории тяжких, при особо опасном рецидиве преступлений. Постановлением Советского районного суда "адрес" от "дата" Матвеев Д.С. освобожден от отбывания наказания, назначенного по приговору Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", в порядке замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания. Наказание в виде лишения свободы заменено ограничением свободы на не отбытый срок на 4 месяца. Конец срока отбытия наказания - "дата". Матвеев Д.С. "дата" освобожден от дальнейшего отбывания наказания в исправительной колонии. Срок погашения судимости Матвеева Д.С. наступает "дата".
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" административное исковое заявление удовлетворено, в отношении Матвеева Д.С, "дата" года рождения, уроженца г. "адрес", гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по месту жительства по адресу: "адрес", установлен административный надзор сроком на 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до "дата". Срок административного надзора исчислять с "дата", а также установлены следующие ограничения: обязательно являться два раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, полагая, что суд установилнадзор на чрезмерно длительный срок, без учета разъездного характера работы, положительных характеристик и состояния здоровья административного ответчика, а также без учета интересов проживающих с ним детей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга, не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец, об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, неявка лиц участвующих в деле в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора возражавшего по доводам апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы административного ответчика, отказать судебная коллегия, приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от "дата" N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно статье 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, приговором Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", Матвеев Д.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ с назначением наказания в виде 4 лет лишения свободы.
В приговоре указано, что Матвеев Д.С. ранее "дата" был осужден Приморским федеральным районным судом Санкт-Петербурга по ст. "... " ч. 2 п. "а, б, в, г" УК РФ к "... " годам "... " месяцам лишения свободы. "дата" освобожден условно-досрочно, неотбытый срок наказания "... " месяцев "... " дней.
"дата" административный ответчик был осужден Приморским федеральным районным судом Санкт-Петербурга по ст. 162 ч. 2 п. "б" УК РФ, с присоединением приговора от "дата", общий срок 8 лет 6 месяцев лишения свободы, освобожден по отбытию наказания "дата". В приговоре также указано, что преступление, ппредусмотренное ч. 2 ст. 162 УК РФ, относится к категории тяжких, совершено Матвеевым Д.С. при особо опасном рецидиве преступлений (л.д. 7-14).
Постановлением Советского районного суда г. Омска от 29 ноября 2019 года Матвееву Д.С. заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания (наказание в виде лишения свободы заменено ограничением свободы на неотбытый срок на 4 месяца). На Матвеева Д.С. возложена обязанность не выезжать за пределы территории муниципального образования, где осужденный будет проживать после освобождения, не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, ежедневно находиться по месту жительства или пребывания в период времени с 23.00 до 06.00 часов, если это не связано с работой, либо нахождением на лечении в стационарных лечебных медицинских учреждениях, являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц для регистрации. В данном постановлении определено начало срока - "дата" (л.д. 16 с оборотом).
"дата" Матвеев Д.С. был освобожден из исправительной колонии (л.д. 17).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
В то же время, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 указанного Федерального закона.
Так, частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
При установлении конкретных административных ограничений по настоящему делу суд руководствовался положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывал конкретные обстоятельства по делу: характер преступления, поведение осужденного в местах лишения свободы.
В силу статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным, среди прочего, является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Как следует из материалов административного дела, Матвеев Д.С. был осужден за совершение преступления, отнесенного к категории тяжких и представляющих повышенную опасность. Данное преступление совершенно в период не снятой и не погашенной, в установленном законном порядке, судимости при наличии в действиях административного ответчика особого опасного рецидива преступлений.
При указанных обстоятельствах, установленные административному ответчику административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, являются обоснованными и соответствующими нормам материального и процессуального права.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, установление административных ограничений в отношении Матвеева Д.С. на 8 лет соответствует требованиям федерального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административные ограничения являются чрезмерно суровыми, а также судом первой инстанции при вынесении решения, не учтен разъездной характер работы, положительные характеристики, состояние здоровья административного ответчики, а также интересы его детей, судебной коллегией отклоняются, поскольку перечень ограничений установлен судом с учетом данных о личности Матвеева Д.С, характера и общественной опасности совершенных им преступлений. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что каких-либо достоверных и достаточных доказательств в подтверждение указанного в материалы административного дела не представлено.
Иных доводов, имеющих правовое значение, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева Д.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев с даты его принятия через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.