Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М, при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2020 года административное дело N 2а-1196/2020 по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" на решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 11 марта 2020 года по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" к прокурору Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Дмитренко В.В, прокуратуре Санкт-Петербурга о признании незаконным представления, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителей административного истца Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" - Ярухина О.В, Щербиной М.В, представителя административных ответчиков прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Дмитренко В.В, прокуратуры Санкт-Петербурга - Амелькович Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Автономная некоммерческая организация профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" (далее по тексту - Организация) обратилась 25 декабря 2019 года в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила суд признать незаконным и отменить представление прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Дмитренко В.В. об устранении законодательства о полиции от 27 ноября 2019 года N N... в части указания на недопустимость использования в названии организации наименования "полицейский" и требования принять соответствующие меры, взыскать судебные расходы.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года отказано в удовлетворении заявленных Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик - прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Дмитренко В.В. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного участника процесса.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, а также представителей административных ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в прокуратуру Адмиралтейского района Санкт-Петербурга из прокуратуры Санкт-Петербурга поступило обращение начальника Главного Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25 октября 2019 года с просьбой провести проверку законности деятельности, осуществляемой Организацией и использования последней в своем названии слова "полицейский".
Письмом от 13 ноября 2019 года заместитель прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга ТНВ известила Организацию о проведении проверки по факту обращения начальника Главного Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и необходимости предоставления следующих документов: устава Организации, Правил внутреннего распорядка обучающихся; Положения о форменной одежде студентов.
Прокурором Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Дмитренко В.В. 27 ноября 2019 года по результатам проверки в адрес административного истца вынесено представление N N... об устранении законодательства о полиции в части указания на недопустимость использования в названии Организации наименования "полицейский".
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный ответчик при вынесении оспариваемого представления действовал в соответствии с предметом проверки и в пределах своей компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что поскольку в ходе проверки было установлено, что административный истец по характеру деятельности не имеет отношения к федеральном органу исполнительной власти в сфере внутренних дел Российской Федерации, то указание слова "полицейский" в наименовании организации противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, оспариваемое представление от 27 ноября 2019 года является обоснованным, не нарушает охраняемые законом права административного истца.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре", Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также Закон N 7-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Как установлено пунктом 2 указанной статьи, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Так, согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Согласно части 1 статьи 9 указанного Федерального закона частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N7-ФЗ предусмотрено, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Согласно пункту 2 названной статьи автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Пунктом 2 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российский Федерации предусмотрено, что устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.
Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (пункт 5 статьи 123.24 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 14 Закона N 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Статья 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17);
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 18);
организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19);
организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 20);
участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31);
участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (пункт 32).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусмотрено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Пунктом 8 этой же статьи 22 предусмотрено, что образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 вышеназванного Федерального закона образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (пункт 5 статьи 23 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 23.1 указанного Федерального закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Согласно части 5, части 6 статьи 108 указанного Федерального закона наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего: при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы; при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 1.9 представленного Устава, Организация является не имеющей членства унитарной некоммерческой образовательной организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных настоящим Уставом. Согласно пункт 1.17 Устава, - организационно-правовая форма Колледжа - автономная некоммерческая организация; тип образовательной организации - профессиональная образовательная организация.
Пунктами 1, 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Подпунктом 3 пункта 2.2.1 Устава установлено, что Организация реализует основные программы профессионального обучения; подготовка по должностям служащих в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (охранник, частный детектив, полицейский).
Таким образом, из положений Устава административного истца и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, следует, что административный истец по характеру своей деятельности не имеет отношения к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел Российской Федерации - полиции.
Учитывая положения пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой интенции о том, что указания в наименовании учреждения слова "полицейский" является не правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что абзац 3 части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет на использование полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти, при этом слово "полицейский" не подпадает под указанный запрет, так как не является полным или сокращенным наименованием органа государственной власти, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании вышеприведенных требований действующего законодательства. Суд обоснованно пришел к выводу, что с учетом представленных при рассмотрении доказательств, в том числе письма ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25 октября 2019 года, наличие слова "полицейский" в наименовании образовательного учреждения подпадает под определенный в указанном абзаце 3 запрет, независимо от того, что наименование Организации содержит только слово "полицейский", поскольку, по существу, представляет отсылку к сокращенному наименованию государственного органа, что вводит в заблуждение участников образовательных отношений о деятельности административного истца.
В статье 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (часть 1). Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4).
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона об образовании, частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Закона об образовании).
Частью 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к услугам по обучению применяются правила о договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 55 Федерального закона об образовании, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
Согласно пунктам 9, 10 Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706, исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Так, исполнитель обязан, в том числе, довести до сведения заказчика фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес), информацию о государственной регистрации и образовательных программах, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности и о государственной аккредитации.
Таким образом, указанные выше нормативные положения в своей взаимосвязи возлагают на учреждение, оказывающее образовательные услуги доводить до сведения потребителя достоверную информацию об оказанных услугах, с целью возможности их правильного выбора.
Указание в фирменном наименовании учреждение слово "полицейский", способно породить у потенциальных потребителей образовательных услуг стойкую ассоциацию участия государства в деятельности указанной организации, либо особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.
Довод апелляционной жалобы, что суд не дал оценки зарегистрированному товарному знаку административного истца, который был зарегистрирован после вынесения оспариваемого предупреждения, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку доказательств, опровергающих вывод суда первой инстанции, в подтверждение указанного не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание разъяснения пункта 147 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" о том, что в силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях") не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ввиду этого правила, предусмотренные статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку от обязанности доводить до сведения потребителя достоверную информацию о своей деятельности, в том числе и в наименовании, административного истца указанные правовые нормы не освобождают.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагает на административного истца.
По смыслу названного Кодекса защите подлежит только нарушенное право, при этом согласно статье 62 этого же процессуального закона, по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением или действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что доказательства нарушения охраняемых законом прав административного истца в материалы дела не представлено, в связи с чем, действия административных ответчиков не могут расцениваться как незаконные, нарушающие права административного истца.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы процессуального права судом применены верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.