Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М, при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2020 года административное дело N 2а-1181/2020 по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" на решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 11 марта 2020 года по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" к Главному управлению Министерства юстиции по Санкт-Петербургу о признании незаконным предупреждения, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителей административного истца Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" - Ярухина О.В, Щербина М.В, представителя административного ответчика Главного управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу - Солодкова В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
22 января 2020 года Автономная некоммерческая организация профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" (далее также - Организация) обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском о признании незаконным предупреждения Главного управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу от 2 декабря 2019 года N N... в части требования о приведении наименования и Устава в соответствии с требованиями части 5 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а именно - об указании слова "частное" в наименовании, а также об исключении из наименования слова "полицейский", о взыскании судебных расходов.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года отказано в удовлетворении заявленных Автономной некоммерческой организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца и представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 2 декабря 2019 года Главным управлением Министерства юстиции по Санкт-Петербургу в адрес директора Организации направлено предупреждение N N... В указанном предупреждении обращено внимание административного ответчика на необходимость размещения в сети Интернет отчетов и сообщений о своей деятельности по определенным формам. Также указано но то, что наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правую форму и тип образовательной организации. Согласно статье 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана является государственной, муниципальной или частной.
Организация до 1 июля 2016 года не исполнила требования части 5 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о приведении наименования и Устава в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Также указано, что согласно требованиям части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. В нарушении указанных норм наименование Организации содержит слово "полицейский".
Организация предупреждена о том, что ею допущено нарушение законодательства, а также установлен срок для его устранения - до 27 января 2020 года (л.д. 12-16).
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил, что Организация не имеет отношения к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел Российской Федерации, приведенное в наименовании слово "полицейский" вводит участников образовательных отношений в заблуждение; а также, что Устав Организации предусматривает, что административный истец реализует основные программы профессионального обучения, является не имеющей членства унитарной некоммерческой образовательной организацией; Уставом предусмотрено, что Организация является автономной некоммерческой организацией; тип образовательной организации - профессиональная образовательная организация.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что поскольку наименование образовательного учреждения необоснованно содержит слово "полицейский", то требование устранить указанное нарушение является правомерным. Также суд пришел к выводу, что поскольку наименование некоммерческой организации должно содержать его организационно-правовую форму, к которой относится и "частная", то оспариваемое предупреждение соответствует нормам действующего законодательства; охраняемых законом прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований по существу основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также - Закон N 7-ФЗ), в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Как следует из материалов дела, административному ответчику поступило на рассмотрение обращение ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25 октября 2019 года о проведении проверки законности деятельности автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж", правомерности использования Организацией в своем наименовании слова "полицейский" (лл.д. 162-164).
Проверка деятельности административного истца относится к компетенции административного ответчика.
Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17);
образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 18);
организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19);
организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 20);
участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31);
участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (пункт 32).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Таким образом, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Согласно части 1 статьи 9 указанного Федерального закона частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Согласно пункту 2 названной статьи автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Пунктом 2 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российский Федерации предусмотрено, что устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.
Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (пункт 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российский Федерации).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации.
В силу части 1 статьи 23.1 указанного Федерального закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Согласно части 5, части 6 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года; при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.
Таким образом, устав образовательного учреждения в обязательном порядке должен содержать указание на его организационно-правовую форму.
Согласно пункту 1.9 представленного в Управление Министерства юстиции по Санкт-Петербургу Устава, Организация является не имеющей членства унитарной некоммерческой образовательной организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных настоящим Уставом. Пунктом 1.17 Устава закреплено, что организационно-правовая форма Колледжа - автономная некоммерческая организация; тип образовательной организации - профессиональная образовательная организация.
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в такой организационно-правовой форме, как автономная некоммерческая организация.
Судебная коллегия в рассматриваемом деле полагает возможным сослаться на письмо Минюста Российской Федерации от 2 ноября 2015 года N N.., в котором разъяснено, что разделение образовательных учреждений на государственные, муниципальные или частные имеет целью информирование потребителей образовательных услуг об учредителях образовательных учреждений. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июня 2013 года N ДЛ-151/17 разъяснено, что указание в наименовании образовательной организации на форму собственности (государственная, муниципальная или частная) является необязательным.
Вместе с тем Министерство юстиции Российской Федерации полагает, что слова "государственное", "муниципальное" или "частное" могут отсутствовать в полном наименовании образовательного учреждения только в том случае, если в нем содержится полное наименование его учредителя.
При этом, в заседание суда апелляционной инстанции представлена выписка от 10 августа 2020 года из ЕГРЮЛ о том, что стороной административного ответчика 30 июля 2020 года зарегистрированы изменения, в соответствии с которыми Организация имеет наименование АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ" АКАДЕМИЯ МИЛИЦИИ" (т.2 л. 11).
Таким образом, судебная коллегия полагает, что является правомерным довод административного истца, что наименование Организации содержало указание на такую организационно-правовую форму, которая допускается действующим законодательством, в связи с чем, не требовало соблюдения положений части 5 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" до 1 июля 2016 года.
Однако такой вывод, исходя из содержания оспариваемого предупреждения от 2 декабря 2019 года, не может быть положено в отмены решения суда.
Так, согласно пунктам 1, 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Подпунктом 3 пункта 2.2.1 Устава установлено, что Организация реализует основные программы профессионального обучения; подготовка по должностям служащих в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (охранник, частный детектив, полицейский).
Таким образом, из положений Устава административного истца и сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, следует, что административный истец по характеру своей деятельности не имеет отношения к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел Российской Федерации.
Учитывая положения пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что указание в наименовании Организации слова "полицейский" является не правомерным, поскольку вводит в заблуждение участников образовательных отношений, отношений в сфере образования.
При этом, судебная коллегия соглашается со ссылкой в предупреждении на то, что в соответствие с положениями части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации название административного истца должно содержать указание организационно-правовой формы и что организация создается в форме установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной, поскольку оспариваемое предупреждение не содержит требований о необходимости указания в наименовании Организации слова "частная", как единственно возможной организационно-правовой формы после приведения наименования Организации в соответствие с положениями части 1 статьи 54 ГК Российской Федерации.
Так, отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Закона об образовании).
Частью 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к услугам по обучению применяются правила о договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 55 Закона об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
Согласно пунктам 9, 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706, исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В том числе, довести до сведения заказчика фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес), информацию о государственной регистрации и образовательных программах, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности и о государственной аккредитации.
Таким образом, указанные выше нормативные положения в своей взаимосвязи возлагают на учреждение, оказывающее образовательные услуги, обязанность доводить до сведения потребителя достоверную информацию об оказанных услугах, с целью возможности их правильного выбора.
При таком положении использование в наименовании Организации слова "полицейский" способно породить у потенциальных потребителей образовательных услуг стойкую ассоциацию участия государства в деятельности указанной организации, либо особой значимости деятельности данной организации в государственных интересах.
Довод апелляционной жалобы о том, что абзац 3 части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет на использование полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти, при этом слово "полицейский" не подпадает под указанный запрет, так как не является полным или сокращенным наименованием органа государственной власти, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда, поскольку основан на неверном толковании вышеприведенных требований действующего законодательства. Суд обоснованно пришел к выводу, что с учетом представленных при рассмотрении доказательств, в том числе письма ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25 октября 2019 года, наличие слова "полицейский" в наименовании образовательного учреждения подпадает под определенный в указанном абзаце 3 запрет, независимо от того, что наименование Организации содержит только слово "полицейский", поскольку, по существу, представляет отсылку к сокращенному наименованию государственного органа, что вводит в заблуждение участников образовательных отношений о деятельности административного истца.
Довод апелляционной жалобы, что суд не дал оценки зарегистрированному после вынесения оспариваемого предупреждения товарному знаку административного истца, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанный довод значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку не опровергает выводы настоящего апелляционного определения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание разъяснения пункта 147 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" о том, что в силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях") не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ввиду этого правила, предусмотренные статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе запреты, содержащиеся в пункте 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку от обязанности доводить до сведения потребителя достоверную информацию о своей деятельности, в том числе и в наименовании, административного истца указанные правовые нормы не освобождают.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право, при этом согласно статье 62 этого же процессуального закона, по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением или действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что доказательства нарушения прав административного истца в материалы дела не представлено, в связи с чем, действия административного ответчика не могут расцениваться как незаконные, нарушающие права административного истца.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении иска соответствует приведенным выше положениям нормативных правовых актов, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Грубых нарушений норм материального и процессуального прва при рассмотрении деле судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.