Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего:
Ильичевой Е.В.
Судей:
Поповой Е.И, Есениной Т.В.
при секретаре:
Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2020 года административное дело N 2а-3120/2020 по апелляционной жалобе Собченко А. М. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 года по административному исковому заявлению Собченко А. М. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административного истца - Собченко А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Собченко А.М. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение в части, касающейся невключения его в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, по основаниям, изложенным в ответе от 6 декабря 2019 года N N... ; возложить на административного ответчика обязанность отменить решение в оспариваемой части.
В обоснование иска ссылался на то, что до распада СССР проходил военную службу в Вооруженных силах СССР; затем служил в Вооруженных силах Украины. Вышел в отставку по выслуге лет, которая составляет 26 года, получает военную пенсию через Военный комиссариат Санкт-Петербурга. Служебное жилье сдал. Собченко А.М. полагал, что в 1992 году он неправомерно не был включен в единый реестр для обеспечения жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названного административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Собченко А.М. поступил на военную службу добровольно 5 августа 1980 года через Горняцкий районный военный комиссариат г. Макеевец Донецкой области. Военную присягу принял 31 августа 1980 года. С 1980 года по 1984 год проходил обучение в высшем военно-политическом училище. С 1984 года по 1992 года проходил службу в различных воинских частях Советского Союза.
Военную присягу на верность народу Украины принял 21 января 1992 года. В дальнейшем с 1992 год по 2004 год проходил военную службу в Вооруженных силах Украины. Уволен с военной службы 9 марта 2004 года в должности подполковника (л.д. 13-17).
1 октября 2015 года Собченко А.М. назначена пенсия за выслугу 26 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих (л.д. 23).
6 ноября 2019 года Собченко А. М. обратился к Президенту Российской Федерации, просил оказать помощь в получении денежного сертификата по линии Министерства Обороны на приобретение жилья на территории Российской Федерации как офицеру запаса (л.д. 45-46).
12 ноября 2019 года обращение административного истца направлено для рассмотрения в Министерство обороны Российской Федерации (л.д. 44).
6 декабря 2019 года Собченко А. М. за подписью начальника 7 отдела (нормативного обеспечения деятельности) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации дан ответ N N... Собченко А.М. сообщено, что он не относится к категории граждан, имеющих право на жилищное обеспечение от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в 2004 году был уволен с военной службы из вооруженных сил Украины(л.д. 52).
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил, что на период введения в Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих составление реестра военнослужащих для обеспечения жилым помещением, административный истец проходил военную службу в Вооруженных силах Украины.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для признания Собченко А. М. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания Министерством обороны Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета не имеется, поскольку он не относится к категориям военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств административного ответчика.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право стоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из приведенных положений законодательства следует, что для реализации права на получение жилого помещения гражданин, уволенный с военной службы, на момент увольнения должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях. При этом решение о признании нуждающимся в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), то есть в период прохождения военной службы.
После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств, 14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, где в статье 3 определено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
Соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.
Решение Совета Министров Обороны государств-участников Содружества Независимых Государств о порядке взаимного перевода военнослужащих вооруженных сил государств Содружества от 3 сентября 1992 года, вышеуказанное Соглашение между государствами-участниками Содружества от 14 февраля 1992 года предусматривали право военнослужащего перевестись для прохождения военной службу или увольнения в запас (отставку) из вооруженных сил одного государства Содружества в другое.
Собченко А.М. принял присягу народу Украины в январе 1992 года, где проходил военную службу до 2004 года.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года.
В соответствии со статьей 62 того же Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.
19 мая 1993 года Верховным Советом Российской Федерации принято Постановление "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, пунктом 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.
Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до 31 декабря 1999 года, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем, во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года было подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ", где в статье 3 определено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.
Указанное соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация не выполнила внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.
От имени Украины, как и от имени Республики Узбекистан, какие-либо межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ, не подписаны.
Таким образом, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и Республики Узбекистан и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств - участников СНГ названные государства не несут.
Следовательно, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.
Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года, предусмотрено, что государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства - участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись.
Согласно статусу указанного документа, Соглашение вступило в силу 19 апреля 2001 года, его подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
Позднее Россия приняла решение о намерении не стать участником Соглашения (Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 44-рп). Россия депонировала уведомление о намерении не стать участником Соглашения 21 февраля 2013 года.
На основании изложенного, административный истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы из Вооруженных Сил Украины в 2004 года, переехавший на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, не подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий по правилам, установленным международным соглашением, ввиду отсутствия такового.
Оснований для возложений на административного ответчика такой обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации судом первой инстанции также не установлено.
Так, пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 21-П разъяснено, что сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору даже в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 324-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Вышеприведенное обеспечение жилыми помещениями или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно пунктам 13 и 14 Правил, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция N 1280).
В соответствии с пунктом 1 Инструкции N 1280 военнослужащие подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются определенные документы.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции N 1280 дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанных в пункте 1 данной Инструкции.
Аналогичные положения были закреплены и в ранее действовавшей Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.
Из приведенных нормативных положений следует, что реализация права на жилье военнослужащего в любом случае носит заявительный характер и требует волеизъявления военнослужащего.
Материалами дела установлено, что Собченко А. М. документы о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не представлял, заявление не подавал.
Таким образом, судебная коллегия полагает признать верным вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания Собченко А. М. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания Министерством обороны Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета не имеется, доказательств обратного административным истцом в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел, что административный истец является ветераном труда не может быть принят во внимание, поскольку указанное не является основанием для признания административного истца нуждающимся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана правовая оценка обстоятельствам сдачи служебного жилья в период прохождения военной службы в Дальневосточном военном округе, что подтверждается справкой N N... от 15 января 2015 года (что Собченко А.М. проживал в служебной квартире в период с августа 1984 года по май 1991 года), которая, по мнению административного истца, подтверждает право военнослужащего, уволенного в запас встать на учет на получения жилья или быть признанным нуждающимся в жилом помещении, не может быть принят во внимание судебной коллегии, как противоречащий указанным выше нормативным положениям.
Апелляционная жалоба не содержит правовых доводов, которые имеют отношение к существу рассмотренного спора в пределах заявленного иска, в связи с чем не может быть положена в основу отмены решения суда.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судебной коллегией не выявлены такие нарушения материального либо процессуального права, которые могли бы привести к отмене решения суда, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия полагает, что, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд, на основании тщательного исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком неправомерного бездействия, направленного на ограничение прав истца, не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявленных административным истцом.
Принимая во внимание, что материалами дела не подтвержден факт нарушения охраняемых законом прав истца, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.