Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Есениной Т.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2020 года административное дело N 2а-2294/2020 по апелляционной жалобе ЖСК N 799, апелляционной жалобе ЖСК N 800 на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2020 года по административному исковому заявлению ЖСК N 799 к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19 сентября 2019 года N 3673-р, признании незаконными квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт, выставляемых некоммерческой организацией "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца ЖСК N799 - Бунакова К.Н, представителя административного ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга - Николаева А.В, представителя заинтересованного лица ЖСК N 800 - Сметаниной А.Л, заинтересованного лица председателя правления ЖСК N800 - Ефименковой Т.С, представителя заинтересованного лица Жилищного агентства Невского района Санкт-Петербурга - Барковой Н.И, представителя заинтересованного лица Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - Винницкого П.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жилишно-строительный кооператив N 799 (далее - ЖСК N 799) обратился 10 декабря 2019 года в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене распоряжения N N... от 19 сентября 2019 года, признании незаконными квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт, выставляемых НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" за ноябрь 2019 года и последующие месяцы до вступления решения суда в законную силу и взыскании с административного ответчика расходов по оплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционных жалобах административный истец, заинтересованное лицо просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно сведениям ГУП "ГУИОН" ПИБ Невского района Санкт-Петербурга, многоквартирный дом N27, корп.1 по "адрес" учтен как один неделимый объект недвижимости.
В то же время, управление указанным многоквартирным домом осуществляют 2 управляющие организации: ЖСК N 799 (парадные 19-26) и ЖСК N800 (парадная 27).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N27, корп.1 по "адрес", находящихся в управлении ЖСК N799, оформленным протоколом от 5 марта 2014 года, в соответствии с положениями частью 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение о формировании фонда капитального ремонта дома на специальном счете ЖСК N799, открытом в ПАО "Сбербанк России" N N...
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома N 27, корп.1 по "адрес", находящихся в управлении ЖСК N 800, оформленным протоколом N1 от 15 апреля 2014 года, в соответствии с положениями частью 4 статьи 175 Жилищного кодекса российской Федерации, принято решение о формировании фонда капитального ремонта дома на специальном счете ЖСК N 800.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 8 декабря 2016 года N 1127 "О краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2017, 2018 и 2019 годах и внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 февраля 2014 года N 84" в региональную программу включен многоквартирный дом по адресу: "адрес".
Оспариваемым в настоящем деле распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга N N... от 19 марта 2019 года внесены изменения в распоряжение администрации Невского района "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов", путем включения многоквартирных домов, расположенных на территории Невского района, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен, в том числе, многоквартирный дом по адресу: "адрес".
После издания вышеуказанного распоряжения, собственники многоквартирного жилого дома N 27, корп.1 по "адрес" в ноябре 2019 года получили квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт, содержащие в себе сведения о наличии задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку собственники многоквартирного дома N27, корп.1 по "адрес" формируют фонд капитального ремонта на нескольких счетах, открытых на заявлению нескольких ЖСК, созданных в одном доме, что противоречит императивным положениями части 4 статьи 175 Жилищного кодека Российской Федерации, то у административного ответчика имелись правовые основания для издания обжалуемого распоряжения.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен в противоречие с обстоятельствами дела, представленными доказательствами, что привело к неправильному применению требований материального права к рассматриваемым правоотношениям.
В силу положений пункта 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 пункта 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга".
Согласно части 1 статьи 2 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 84 от 18 февраля 2014 года и опубликована 21 февраля 2014 года на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга. Следовательно, собственникам помещений в многоквартирном доме надлежало принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в период с 21 февраля 2014 года по 21 августа 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда, а именно перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу пункта 4 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
По смыслу части 6 указанной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о формировании фонда капитального ремонта, то орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений о последствиях непринятия такого решения и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса и выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Как следует из части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете реализуется в следующем порядке: собственники помещений в многоквартирном доме должны уведомить потенциального владельца специального счета о принятом ими решении, открыть специальный счет в кредитной организации, а владелец специального счета - направить в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, документы, подтверждающие принятие соответствующего решения собственниками и открытие специального счета; если собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, или на счете регионального оператора, то они направляют в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Специальный счет открывается на имя лица, указанного в части 2 и 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами (статья 176 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1.1, 1.1-1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях.
Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частью 3 и 4 статьи 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенных законоположений, учетом позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-и части "По делу о проверке конституционности положении части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп делегатов Государственной Думы" принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие административным ответчиком всех необходимых мер, направленных на проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес". А также об информировании собственников многоквартирного дома о последствиях непринятия ими решения, отвечающего положениям статьи 170 Жилищного кодекса.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о соблюдении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого решения, в силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является ошибочным.
Рассматривая вывод суда первой инстанции о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для издания обжалуемого распоряжения, поскольку уплата взносов за капитальный ремонт в отношении одного дома на несколько специализированных счетов противоречит положениям части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Так, материалами дела установлено, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N27, корп.1 по "адрес", находящихся в управлении ЖСК N799, оформленным протоколом от 5 марта 2014 года, в соответствии с положениями части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение о формировании фонда капитального ремонта дома на специальном счете ЖСК N799, открытом в ПАО "Сбербанк России" N N...
Аналогичное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома N 27, корп.1 по "адрес", находящихся в управлении ЖСК N 800, принято 15 апреля 2014 года.
Часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает уплату взносов на капитальный ремонт в отношении одного дома на несколько специализированных счетов.
При этом, согласно выше приведенным положениям, регламентирующим порядок сбора денежных средств на капитальный ремонт, право выбора способа формирования фонда капитального ремонта принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома.
Действующее законодательство, в частности часть 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что принятые решения о формировании фонда капитального ремонта, несмотря на то, что не соответствовали положениям жилищного законодательства, но учитывали интересы собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
При таком положении, администрация района могла установить способ управления многоквартирным домом после исполнения предусмотренной жилищным законодательством обязанности по созыву общего собрания собственником многоквартирного дома с целью определения такого способа с учетом мнения собственников.
Стороной административного ответчика не представлено доказательств принятия мер по проведению общего собрания собственников многоквартирного дома с целью формирования фонда капитального ремонта до издания оспариваемого распоряжения.
При этом судебная коллегия учитывает, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома N 27, корп.1 по "адрес", оформленным протоколом N N... от 7 июня 2019 года, принято решение о создании ТСЖ "Коллонтай 27-1" для управления указанным многоквартирным домом.
Судебная коллегия полагает, что допущенные нарушения при определении собственниками многоквартирного дома управляющей организации и способа формирования фонда капитального ремонта, не могли служить основанием для освобождения административного ответчика от соблюдения установленного законом порядка при принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении названного дома, в связи с чем, оспариваемое распоряжение подлежит признанию незаконным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям.
Административный иск подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права является признание оспариваемого распоряжения незаконным.
Судебная коллегия не рассматривает как самостоятельное требование указание о таком способе восстановления нарушенного права, как признание незаконными квитанций на оплату взноса на капитальный ремонт, выставляемых НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" за ноябрь 2019 года и последующие месяцы до вступления решения суда в законную силу, поскольку в рассматриваемом деле в связи с признанием незаконным распоряжения N N... от 19 сентября 2019 года размер задолженности административного истца подлежит определению уполномоченным органом после получения судебного постановления о признании незаконным указанного распоряжения с даты принятия, либо изданного в пределах полномочий административного ответчика распоряжения администрации района об отмене признанного незаконным распоряжения N N... от 19 сентября 2019 года.
Ходатайство административного истца о взыскании расходов по оплате госпошлины подлежит удовлетворению в соответствии с требованиями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. С административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 500 рублей (за подачу административного иска) и 3000 рублей (за подачу апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 2 марта 2020 года - отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 19 сентября 2019 года N N...
Взыскать с администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу ЖСК N 799 государственную пошлину в размере 7500 рублей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.