Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Есениной Т.В, Поповой Е.И.
при секретаре
Витвицкой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 года апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2020 года по административному делу N 2а-3744/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" - Вагановой Л.В, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Федоровой И.Г, представители заинтересованного лица внутригородского МО "Сенной округ" - Човпиня Р.Г, Соловейчика А.В, заинтересованного лица председателя Совета дома - Погодина П.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее ЖКС) обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее ГЖИ), просило признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N N... от 23 апреля 2019 года.
В обоснование иска ссылалось на то, что оспариваемое предписание основано на недостоверной информации о том, что ЖКС, как управляющая организация, разместила в арочном проезде многоквартирного дома по адресу: "адрес", металлические ворота без соответствующего разрешения, то есть допустило нарушение подпункта "е" пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения"; пункта 8.2 Приложения 5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N961. При вынесении предписания не учтено, что в управление ЖКС дом перешел с 23 мая 2008 года, ЖКС не привлекался к проведению мероприятий по установке ворот в арочном проезде, данные ворота не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому ЖКС не имеет отношения к содержанию ворот. В связи с чем, предписание ГЖИ является незаконным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N N... от 23 апреля 2019 года.
С Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (два тысячи) рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставил вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагал решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2020 года решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 сентября 2019 года отменено с принятием нового решения об отказе ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" в удовлетворении административного иска.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 февраля 2020 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано в связи с тем, что в ходе проверки административный истец не представил согласовательных документов, подтверждающих соблюдение порядка поддержания архитектурного-градостроительного облика многоквартирного дома по адресу: "адрес" (далее - многоквартирный дом), так как ЖКС оспаривал то, что установленные в арке многоквартирного дома металлические ворота являются общим имуществом дома, находящегося в его управлении.
Установка ворот была произведена в соответствии с решением собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом от 11 ноября 2011 года N N... общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о том, что необходимо произвести демонтаж старых ворот и установку новых въездных ворот с автоматической доводкой в арке дома (л.д. 109).
Из административного искового заявления следует, что дом перешел в управление ЖКС 23 мая 2008 года. В материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом N N... "адрес" от 15 марта 2016 года.
Согласно условиям договора ЖКС принял на себя обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома (пункт 1.1, 2.1.1 договоров). Целью договора, в том числе, является надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (пункт 1.3).
На основании поступившего в ГЖИ заявления жильца многоквартирного дома от 7 марта 2019 года, инспекцией 4 апреля 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка ЖКС по соблюдению обязательных требований при управлении многоквартирным домом, в ходе которой выявлено, что в арочном проеме многоквартирного дома установлены ворота, какая-либо разрешительная документация на установку ворот управляющей организацией не представлена.
По результату проверки составлен акт проверки от 4 апреля 2019 года N N... и выдано оспариваемое предписание N N... от 23 апреля 2019 года.
Разрешая заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга является незаконным, поскольку установленные ворота не входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и у общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" отсутствует возможность исполнить оспариваемое предписание.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда постановлены в противоречие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее также Правила N 491), Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N416 (далее также Правила N 416).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Органом, осуществляющим жилищный надзор в Санкт-Петербурге, является Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга.
Основными задачами ГЖИ Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.1 Положения "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, является осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 28 августа 2017 N 36-р утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее Административный регламент).
Пунктом 1.6 Административного регламента установлено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора предметом проверок, является, в том числе, соблюдение органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; к управлению многоквартирными домами; к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу пункта 1.10 Административного регламента результатами исполнения государственной функции являются: составление акта проверки, содержащего сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований; вынесение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацу 8 пункта 3.4.1 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной или выездной) проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является поступление в Инспекцию, в том числе, обращений и заявлений граждан.
Пунктом 3.5.1 Административного регламента предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и(или) выездной проверки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.5.2 Административного регламента организация внеплановой документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьями 11, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, административный ответчик имел право при выявлении в ходе проверки нарушений действующего законодательства вынести оспариваемой предписание в отношении ГЖИ.
Положениями пункта 6 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу части 1 статьи 39 названного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Положениями части 2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать.
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В рассматриваемом деле собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управляющая компания ЖКС.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации состав общего имущества, в отношении которого осуществляется управление, указывается в договоре управления многоквартирным домом
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено материалами дела управление многоквартирным домом N N... по "адрес" (далее - многоквартирный дом) осуществляется Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" с 2008 года на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом, согласно условиям которых ЖКС принял на себя обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу пункта 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании и пожарной безопасности.
Как следует из представленных при рассмотрении спора документов, в том числе истребованного судебной коллегией технического паспорта многоквартирного дома, металлические ворота в них отдельно не поименованы. При этом следует указать, что двери парадных также специально не поименованы в технических документах в составе общего имущества дома.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Состав общего имущества, кроме того, определен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491: нежилые помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме - технические этажи и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, ограждающие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование, находятся в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 3 Правил N 491, при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в земельном кадастре.
В силу подпункта "е" пункта 10 Правил N 491, к требованиям по содержанию общего имущества относится поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией.
В силу пункта 11 указанных Правил, содержание общедомового имущества включает в себя осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 ответственными лицами, в том числе, управляющей организацией, обеспечивающей своевременное выявление соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил N 491 предусмотрено, что результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
Судебная коллегия принимает во внимание, что пункт 15 Правил N 491 прямо устанавливает, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят: содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования. Уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Следовательно, содержание управляющей организацией непоименованного в пункте 15 Правил N 491 оборудования, ограждающих конструкций, используемых для общих нужд многоквартирного дома, входит в состав услуг и работ по содержанию многоквартирного дома, независимо от того учтены сведения об этом имуществе многоквартирного дома в составе какой-либо технической документации.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний, документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра.
Таким образом, техническая документация является для управляющей организации необходимым источником сведений о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома и основой для формирования перечня работ и услуг по его содержанию и ремонту с целью обеспечения сохранности жилищного фонда, а также для выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и придомовых территорий.
Из приведенных положений нормативных правовых актом можно прийти к выводу, что состав общего имущества определяется, в основном, в соответствии с технической документацией. При этом отсутствие в технической документации указания о каком-либо общем имуществе многоквартирного дома не препятствует внесению сведений об этом имуществе в состав такой документации.
Так, в соответствии с пунктом 42 указанных Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 3 Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила N 416), управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее - минимальный перечень)
Согласно подпункта "а" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Пунктом 19 Правил N 416 определено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 21 Правил N416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что отсутствие в технической документации сведений о воротах, установленных в арке многоквартирного дома, само по себе не может являться доказательством того, что ворота не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении ЖКС. Соответственно, по мнению судебной коллегии, ЖКС, как управляющая организация, должна соблюдать правила по содержанию такого элемента общего имущества многоквартирного дома, как ворота.
При этом, из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников общего собрания многоквартирного дома от 11 ноября 2011 года следует, что ворота в арке дома находились на протяжении длительного периода времени.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" в целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 года N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 961).
Согласно пункту 2.1 Приложения N2 к Правилам N 961 к элементам благоустройства относятся устройства декоративные, технические, конструктивные, в том числе: архитектурные детали и конструктивные элементы фасадов, включая цоколи, стилобаты, карнизы, архитравы, фризы, пояса, сандрики, парапеты, выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, кариатиды, атланты, лопатки, балконы, лоджии, эркеры, фронтоны, аркады, портики, колоннады, порталы, архитектурные проемы, окна, оконные заполнения, витрины, витринные заполнения, входы, входные группы, элементы входов и входных групп (включая дверные конструкции, дверные заполнения, пандус, подъемник, навес, козырек, лестницу, площадку, ступени, ограждение, приямок), ворота.
Размещение элементов благоустройства является самовольным в случаях отсутствия документа, подтверждающего приемку работ по размещению элементов благоустройства и их соответствие проекту благоустройства, согласованному в установленном настоящими Правилами порядке (при необходимости разработки проекта благоустройства); несоответствия размещения элементов благоустройства проекту благоустройства, согласованному в порядке, установленном настоящими Правилами (при необходимости разработки проекта благоустройства) или законодательством в области благоустройства, действовавшим до утверждения настоящих Правил; отсутствия документов, указанных в разделе 27 Приложения N 5 к настоящим Правилам (пункт 2.4 Приложения N 4 Правил N 961).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что ворота, установленные в портале арочного проезда многоквартирного дома N N... по "адрес", относятся к элементам благоустройства многоквартирного дома и в силу прямого указания закона (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) входят в состав общего имущества с момента их установки, вне зависимости от отражения их наличия в договоре управления домом.
Указанное опровергает вывод суда первой инстанции о том, указанное имущество не входит в состав общего имущества многоквартирного дома и не находится на обслуживании ЖКС.
Указанные выше нормативные положения предусматривают прямую обязанность административного истца по своевременному выявлению соответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия сведений в технической документации на многоквартирный дом, принять все меры к их восстановлению, в порядке, установленном Правил о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N416. При этом, материалы дела не содержат сведений о соблюдений административным истцом указанного порядка.
При этом, судебная коллегия находит обоснованным довод административного ответчика о том, что вопрос сохранения архитектурно-градостроительного облика фасада здания при установке в арку дома металлических ворот должен разрешаться посредством согласования проекта благоустройства дома с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга - в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N 961.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что предписание, вопреки доводам представителя ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" и заинтересованных лиц, не содержит безусловного требования о демонтаже металлических ворот. Напротив, управляющей компании в предписании предложен альтернативный вариант устранения выявленного нарушения - разработать проект благоустройства в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года N 961.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, принятого в отношении ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района", не имеется.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что ранее действовавшие в Санкт-Петербурге нормативные правовые акты относили ворота к элементам благоустройства, при установке (реконструкции) которых требовалось получение соответствующих согласований уполномоченных государственных органов (Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденные постановлением правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135, Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года N 1334).
Учитывая приведенные правовые нормы в совокупности с доказательствами, представленными в материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что, выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными, поскольку при разрешении настоящего спора нарушения охраняемых законом прав и законных интересов административного истца не установлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям. В удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2019 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания N N.., выданного 23 апреля 2019 года, отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд Санкт-Петерпбурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.