Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Шеломановой Л.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1805/2020 по апелляционной жалобе Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72, Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 на решение Фрунзенского районного суда г.Санкт- Петербурга от 10 июня 2020 года по административному исковому заявлению А. к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 о признании незаконным действий и решения Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, обязании отменить решения, допустить к участию в конкурсе на замещение должности главы Местной администрации внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения административного истца А, представителя административного ответчика Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 и представителя заинтересованного лица местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Б, представителя административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Щ, заинтересованных лиц Л, Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с административным иском к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 и Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, в котором просил:
признать незаконными действия Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, отменить решение об отказе в допуске административного истца к участию в конкурсе, обязать Конкурсную комиссию по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 отменить все последующие решения об итогах проведения конкурса на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, обязать допустить административного истца к участию в конкурсе на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
В обоснование требований А. указал, что им были поданы документы для участия в конкурсе на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ N72. Конкурсной комиссией, сформированной Муниципальным советом внутригородского муниципального образования муниципальный округ N72, 15 ноября 2019 года принято решение о возврате указанных документов и отказе в допуске к участию в конкурсе; о принятом решении административный истец был извещен письмом от 15 ноября 2019 года без номера, где в качестве основания для отказа в допуске, конкурсной комиссией указан пункт 3.12.3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, утвержденного Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 от 25.09.2019 года N 10.
Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 10 июня 2020 года по административному делу N2а-1805/2020 административный иск А. удовлетворен частично. Признано незаконным решение Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 от 15 ноября 2019 года об отказе А. в допуске к участию в конкурсе на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72. В удовлетворении остальной части требований А. отказано.
Административный истец А. решение Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 10 июня 2020 года по административному делу N2а-1805/2020 не оспаривал.
Административные ответчики Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72, Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 не согласились с решением Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 10 июня 2020 года, подали апелляционные жалобы. В апелляционной жалобе административные ответчики просят решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных административных исковых требований, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе указали, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, а именно применил нормы частей 2 и 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые не подлежат применению в данном случае и не правильно истолковал пункт 9 статьи 4 того же Закона. Основанием для принятия отказа в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 А. послужила ссылка на подпункт 3.12.3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72. Суд неверно применил нормы материального права, а именно является неправильным истолкованием ФЗ от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
Административный истец А. в судебное заседание явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Административный ответчик Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 в лице главы Муниципального образования внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 Ш. в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Административный ответчик Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N72 и заинтересованное лицо Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N72 в лице представителя Ш. (диплом, доверенность), главы Муниципального совета Ш. и главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N72 Т. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Заинтересованные лица Т, Л. в судебное заседание явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Заинтересованное лицо Б. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, ходатайств об отложении не заявил.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного заседания, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
А. является избранным депутатом Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 шестого созыва (решение ИКМО л.д.67-68 том 1).
25 сентября 2019 года Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 было принято решение N10 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72", согласно которому был утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 (л.д. 25-26 том 1).
16 октября 2019 года Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 было принято решение N16 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72", согласно которому был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 на 20 ноября 2019 года с 14 часов 00 минут (л.д. 45-48 том 1).
01 ноября 2019 года А. в адрес Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 было подано заявление о допуске на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 (л.д. 154 том 1).
К указанному заявлению А. были представлены все документы, предусмотренные установленным Порядком проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72".
15 ноября 2019 года на заседании Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 было принято решение отказать А. в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 (выписка из протокола на л.д. 23-24 том 1).
15 ноября 2019 года письмом б/н А. был извещен о принятом решении об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 (л.д. 21-22 том 1), где основанием для принятия обжалуемого решения об отказе в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 послужила ссылка на подпункт 3.12.3. Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72".
Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 было установлено, что А. является депутатом Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, что в свою очередь делает невозможным замещение должности муниципальной службы - главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Удовлетворяя частично административный иск А, суд первой инстанции руководствовался Уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, согласно которому никаких особых требований к кандидату на должность главы не установлено; отверг ссылку административного ответчика на пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с учетом которой по мнению ответчика А. не имел право на замещение должности муниципальной службы; суд пришел к выводу о том, что принятое решение об отказе А. в допуске к участию в конкурсе не может быть признано законным, поскольку сам по себе факт наличия депутатского мандата не препятствует поступлению на муниципальную службу, а наделяет депутата обязанностью снятия с себя депутатского мандата.
Выводы суда первой инстанции следует признать правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 и части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1 и части 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Согласно части 4 и части 5 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются муниципальным советом муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона.
Согласно абз.4 части 2 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, в отношении должности главы местной администрации уставом муниципального образования и законом Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Согласно статье 11 Закона Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года N 53-8 "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге" и статье 17 Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса устанавливается в соответствии с Федеральным законом муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Конкурс на замещение высшей должности муниципальной службы главы местной администрации муниципального образования организуется и проводится в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом.
Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ N72 действует на основании Устав, принятого решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 от 06 июня 2012 года N12 в редакции решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 от 04 июня 2014 года N7 и от 08 ноября 2017 года N13 (л.д. 85-133 том 1).
Статья 34 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 устанавливает понятие Главы Местной администрации, порядок назначение на должность, полномочия, порядок проведения конкурса на замещение должности Главы Местной администрации.
Согласно статье 34 Устава - Главой Местной администрации является лицо, назначаемое на должность Главы Местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Муниципального совета. Контракт с Главой Местной администрации заключается на срок полномочий Муниципального совета, принявшего решение о назначении лица на должность Главы Местной администрации (до дня начала работы Муниципального совета нового созыва), но не менее чем на два года (пункт 1 статьи 34 Устава).
Полномочия Главы Местной администрации начинаются в день, следующий за днем принятия решения Муниципального совета о назначении Главой Местной администрации на должность. Полномочия Главы Местной администрации прекращаются в день проведения первого заседания Муниципального совета нового созыва в правомочном составе (пункт 2).
Порядок проведения конкурса на замещение должности Главы Местной администрации, общее число членов конкурсной комиссии и порядок назначения лица на должность Главы Местной администрации устанавливаются Муниципальным советом в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (пункт 3).
Лицо назначается на должность Главы Местной администрации из числа двух кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 5).
Суд соглашается с доводом суда первой инстанции, что из текста Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 никаких дополнительных требований к кандидату на должность Главы Местной администрации не установлено.
Пунктами 1.5. 1.6, 1.7 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 установлено, что участвовать в конкурсе может гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, которые на основании международных договоров Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в орган местного самоуправления, также могут участвовать в конкурсе; граждане Российской Федерации, не обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не могут быть кандидатами на должность Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Согласно пунктам 26 и 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В разделе 3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 прописан перечень документов, которые должен представить кандидат (пункты 3.4-3.7 л.д.31-32).
"дата" А. подал заявление и документы в соответствии с пункты 3.4-3.7 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N... (л.д.153-245 том 1, л.д.1-30 том 2), соответствовал требованиям, указанным в пунктах 1.5-1.7 Порядка, предъявляемых к кандидату, учитывая, что в указанном порядке не указано препятствия для гражданина Российской Федерации, достигшего 21 летнего возраста, обладающего пассивным избирательным правом, виде наличия действующего мандата депутата.
В соответствии с пунктами 3.9-3.13 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72" Конкурсная комиссия 15 ноября 2019 вынесла решение об отказе А. в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 (л.д.23-24 том 1).
Как следует из протокола заседания Конкурсной комиссии от 15 ноября 2019 года, в ходе проверки документов А. было установлено, что кандидат на замещение должности Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 является действующим депутатом Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N214 на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования N72 Санкт-Петербурга "Об определении результатов выборов депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N214" от 13 сентября 2019 года N167, "О регистрации избранных депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 шестого созыва по многомандатным избирательным округам NN212, 213, 214, 215" от 25 сентября 2019 года N171. Заявления о сложении депутатских полномочий (в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72) от А. в Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 не поступало.
Также в протоколе указано, что должность Главы Местной администрации является должностью муниципальной службы (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N348-54 "О реестре муниципальных должностей в Санкт-Петербурге, Реестре должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге и предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, членов выборных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, председателей избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Санкт-Петербурге").
Одновременно Конкурсная комиссия сослалась в протоколе на положения пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что А... как депутат представительных органов муниципальных образований не может замещать должность муниципальной службы, быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти не имел право на замещение должности муниципальной службы, что в соответствии с подпунктами 3.12 и 3.12.3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, установлены основания препятствующие кандидату А. в соответствии с законодательством Российской Федерации замещать должность Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, что как следствие повлекло отказ в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что наличие депутатского мандата у А. не могло служить основанием для принятия решения об отказе к допуску участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Ни Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, ни Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 не имеет указаний на то, что для допуска к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, действующий мандат депутата является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Согласно пункту 3.12.3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 следует, что основанием для принятия решения Конкурсной комиссией об отказе кандидату в допуске к участию в конкурсе является, в том числе, установление Конкурсной комиссией в ходе проверки обстоятельств, препятствующих кандидату в соответствии с законодательством Российской Федерации, замешать должность Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
Данные препятствия в Порядке или Уставе, в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" или ином федеральном законе, Законе Санкт-Петербурга для допуска к участию в конкурсе не поименованы.
В данном случае, допуск к участию в конкурсе не равнозначен понятию и действиям участия в конкурсе в день его проведения, принятия решения по итогам конкурса, где Конкурсная комиссия по итогам конкурса на своем заседании принимает решение о предоставлении Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 не менее двух кандидатов на замещение должности Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72.
В данном случае, только с этапа допуска кандидатов (в т.ч. А.) к участию в конкурсе и проведение самого конкурса у Конкурсной комиссии имелось право ссылаться на пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (... выборные должностные лица местного самоуправления не могут замещать должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти...), а у А. имелось право сложить с себя депутатские полномочия или нет. Наличие депутатского мандата у А. для допуска участия в конкурсе, не давало ему никаких преимуществ перед другими кандидатами (Т, Л, Б. л.д.137-139 том 1). В противном случае, если исходить из доводов административных ответчиков, А. должен был отказаться от депутатского мандата, еще до подачи документов для участия в конкурсе, хотя такого обязательного условия Устав и Порядок либо приведенные выше Федеральный законы и Законы Санкт-Петербурга на стадии подачи документов на конкур, не содержат. В день проведения конкурса "дата" с кандидатами на замещение должности Главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 проводилось тестирование и собеседование с каждым кандидатом, где Конкурсная комиссия, в случае допуска А. для участия в конкурсе, вправе была задать соответствующие вопросы А. со ссылкой на положения пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
А. в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 имел право по собственному желанию сложить депутатские полномочия, подав соответствующее заявление в Муниципальный совет и Избирательную комиссию муниципального образования. Депутат Муниципального совета считается прекратившим свои полномочия в связи с отставкой по собственному желанию по истечении 10 дней со дня направления заявления о сложении депутатских полномочий в Муниципальный совет и Избирательную комиссию Муниципального образования. Информация об отставке депутата Муниципального совета по собственному желанию публикуется в средствах массовой информации Муниципального образования.
А. как действующий депутат внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 не мог не знать о положении пункта 12 статьи 30 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, порядке и сроке сложения полномочий по собственному желанию, а также о положении пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, в данном случае необходимо отметить, что пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" необходимо рассматривать во взаимосвязи с пунктами 6 и 6.1 статьи 70 того же Закона, где указано, что соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Конкурсной комиссии от 15 ноября 2019 года об отказе А. в допуске к участию в конкурсе со ссылкой на пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и на положения 3.12.3 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72" является незаконным, преждевременным на этапе допуска кандидатов к участию в конкурсе.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 10 июля 2020 года сторонами не оспаривалось (в части отказа А. в удовлетворении требований об обязании Конкурсную комиссию по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 отменить все последующие решения об итогах проведения конкурса на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72; допустить к участию в конкурсе на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72), в свою очередь в суде апелляционной инстанции А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что действующим законодательством, а также Уставом и Порядком не предусмотрено право Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, отменять принятые ею решения. Несогласие А. с принятым Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72 решения от 20 ноября 2019 года "О назначении на должность главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72" Т. в рамках настоящего административного дела рассмотрению не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика, заинтересованного лица с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 10 июня 2020 года по административному делу N 2а-1805/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на замещение должности главы Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72, Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N72, Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.