Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Ильичевой Е.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2519/2020 по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга", военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С. В. на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июня 2020 года по административному исковому заявлению К. к военному комиссару г. Санкт-Петербурга Качковскому С. В, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения представителя административного истца К. в лице Ко, представителя административных ответчиков ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" и военного комиссариата г. Санкт-Петербурга Качковского С.В. в лице Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с административным иском к военному комиссару г. Санкт-Петербурга Качковскому С.В, ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга", в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в уклонении от снятии административного истца с воинского учета, а также обязании административного ответчика снять административного истца с воинского учета в срок 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июня 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования К.
Признано незаконным бездействие военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С.В. по рассмотрению заявления К. о снятии с воинского учета, поданное "дата" в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Возложена обязанность на военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С.В. снять К. с воинского учета на основании заявления от "дата", в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Также решением суда взысканы с ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" в пользу К. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части требований К. отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" и военный комиссар г. Санкт-Петербурга Качковский С.В. просят решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что судом первой инстанции не учтен довод о том, что ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" осуществляет воинский учет граждан через структурные подразделения, что воинский учет К. осуществляет непосредственно Военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, а не военный комиссар г. Санкт-Петербурга Качковский С.В.; суд первой инстанции не принял во внимание ряд нюансов, сопровождающих попытку К. сняться с воинского учета (прохождение им призывных мероприятий, ненадлежащим образом оформленный документ, подтверждающий необходимость выезда К. на учебу в Канаду и пр.).
В суд апелляционной инстанции административный истец К. не явился, извещен судом надлежащим образом почтовой связью по адресу: "адрес" (л.д. 199, 203), дополнительно извещен по электронной почте "... " и "... ", ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, направил в суд апелляционной инстанции представителя Ко.
Представитель административного истца Ко, действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, в судебное заседание явился, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июня 2020 года оставить без изменения.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" и военного комиссариата г. Санкт-Петербурга Качковского С.В. в лице Е. в судебное заседание явился, настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
"дата" К. принят на воинский учет в Военный комиссариат по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга.
Обращаясь в суд К. указал, что "дата" им было подано заявление о снятии с воинского учета по причине убытия за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев (л.д. 77-78), представив подтверждающие документы, однако уведомлением N... от "дата" ему было разъяснено о возможности снятия с воинского учета при личной явке, написании заявления, установленного образца и представления подтверждающих документов.
Из материалов дела следует, что К. зарегистрирован по адресу: "адрес", но фактически с января 2020 года проживает в Канаде, имеет разрешение на пребывание в Канаде по студенческой визе на период с "дата" по "дата". С "дата" обучается в "... ", с последующим обучением в "... ".
"дата" К. обращался в военкомат с письменным заявлением о снятии его с воинского учета с указанием причины снятия - выезд за пределы Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев, страна убытия - Канада. К заявлению были приложены копия студенческой визы и билет на самолет.
Согласно штемпелю входящей корреспонденции военным комиссариатом Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга "дата" данное заявление было принято с приложенными к нему документами (л.д. 13-14).
В возражениях на административное исковое заявление стороной административного ответчика указано, что К. не являлся лично в военный комиссариат, заявление было подано его представителем О, а также заявление написано не в соответствии с установленным образцом.
В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был допрошен представитель административного истца - О, который пояснил суду, что с осени 2019 года знает К. и является его доверенным лицом. "дата" свидетель сопровождал К. в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга с целью подачи заявления о снятии с воинского учета призывника. Свидетель отметил, что вместе с К. находился в военном комиссариате Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, при этом в приемной военного комиссара К. лично сдал заявление с приложенными документами. Также свидетель отметил, что производил фотографирование К. около и внутри военного комиссариата, при этом направлял сделанные фотографии по электронной почте иным представителям административного истца с целью фиксации личной явки К. в военный комиссариат. Кроме того, свидетель отразил, что при проходе в военный комиссариат К. предоставлял паспорт и был записан в журнал посещений.
Суд нашел установленным, факт личного обращения К. "дата" в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга с заявлением о снятии с воинского учета, при этом стороной административного ответчика никаких доказательств в опровержение доводов административного истца суду не представлено.
Учитывая, что материалами дела достоверно подтверждено, что К. лично явился в военный комиссариат для снятия с воинского учета до выезда за пределы Российской Федерации, представил письменное заявление, указав причину снятия и страну убытия, также представил документы, подтверждающие факт его выезда из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, то есть свою обязанность, предусмотренную вышеназванными положениями закона, по снятию с воинского учета К. исполнил надлежащим образом, то суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие при рассмотрении заявления К. о снятии его с воинского учета. Принимая во внимание, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, суд нашел необходимым возложить на административного ответчика обязанность по снятию К. с воинского учета, при этом установив срок исполнения решения суда в течение месяца, с даты вступления решения суда в законную силу. В остальной части административного иска К. отказано.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с частичным удовлетворением административного искового заявления с Федерального Казенного учреждения "Военный комиссариат города г. Санкт-Петербурга" подлежат взысканию расходы административного истца на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 этого же Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с абзацами 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 29 данного Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья.
В силу пункта 12 Приложения N 9 к Инструкции, утвержденной вышеупомянутым Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
По общему правилу граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Те, кто проживает по месту пребывания (более трех месяцев) или проходит альтернативную гражданскую службу, должны встать на учет в военном комиссариате муниципального образования по месту пребывания (п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ; п. п. 7, 39 Положения N 719).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно абз.6 части 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В силу пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 719, граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
В силу подпункта "д" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Учитывая нормы действующего законодательства пункта 1 статьи 10 Закона N 53-ФЗ, пункта 53 Положения N 719, а также пункты 2 и 3 Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления (утв. Минобороны России 11 июля 2017 года) граждан, подлежащих призыву на военную службу, выезжающих в период проведения призыва на срок более шести месяцев с места жительства или места пребывания, сообщивших лично в письменном виде об этом в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете, либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, снимают с воинского учета по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
В целях ведения воинского учета в военном комиссариате в удостоверении делается запись о снятии с воинского учета.
Такая запись делается в удостоверении в военкомате при личном присутствии гражданина. После этого удостоверение с соответствующей отметкой изымается у гражданина и передается работнику организации, ответственному за воинский учет, на основании чего в личном деле призывника по форме N 13 делается запись в графе "Снят с воинского учета" - "дата" и "в связи с чем" (л.д.35).
Согласно пункту 13 и 14 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" граждане лично являются в военный комиссариат для снятия с воинского учета и подают заявление с указанием причины снятия с воинского учета и адреса нового места жительства, места работы или учебы:
при переезде на новое место жительства или место временного пребывания на срок более трех месяцев;
при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев.
Разрешение на снятие призывника с воинского учета дается только военным комиссаром или лицом, его замещающим. При этом проверяется правильность и полнота записей в удостоверении, а также в личном деле призывника.
При поступлении соответствующих подтверждающих документов решением военного комиссара с воинского учета призывников снимаются граждане:
призванные на военную службу;
направленные на альтернативную гражданскую службу;
поступившие на военную службу по контракту;
поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера;
в отношении которых прекращено гражданство Российской Федерации;
умершие.
Согласно пункту 23 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 (ред. от 29.06.2012) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" при рассмотрении вопроса о выезде гражданина из Российской Федерации военным комиссариатом для представления в паспортно-визовую службу органа внутренних дел, оформляющего документы на выезд, выдаются:
гражданину, в отношении которого призывной комиссией не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка согласно приложению N2 к настоящему Порядку;
гражданину, в отношении которого призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
При снятии с воинского учета гражданина, выезжающего из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, он представляет заявление о снятии с воинского учета в связи с выездом из Российской Федерации (указывается страна), у него изымается удостоверение, которое приобщается к материалам личного дела призывника.
Личное дело призывника помещается в соответствующий раздел архива личных дел призывников, где оно хранится до возвращения гражданина в Российскую Федерацию или до достижения им возраста 27 лет. При возвращении призывника в Российскую Федерацию до достижения им возраста 27 лет его данные вносятся в учетно-алфавитную книгу, личное дело призывника изымается из архива с записью в нем о постановке на воинский учет и помещается в соответствующий раздел картотеки. Призывнику выдается удостоверение. При достижении призывником, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, возраста 27 лет личное дело уничтожается в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, "дата" по месту жительства К. в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга было подано заявление о снятии с воинского учета по причине убытия за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев в Канаду, указав, что "дата" был зачислен на обучение по очной форме обучения по 2-летней программе "... " (Канада), начиная с "дата". Обучению будет предшествовать обучение по очной форме обучения по 4-х месячной языковой программе в "... ". Посольство Канады в Москве "дата" выдало студенческую визу номер N... на период времени с "дата" по "дата", приобретен билет в авиакомпании N... из Москвы в Ванкувер (через Лондон, Англия), дата вылета "дата" (л.д. 13-14, 77-78).
Одновременно в заявлении указал, что "дата" военным комиссаром Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга Дементьевым П.С. по результатам медицинского освидетельствования принято было решение о направлении на дополнительное медицинское обследование в стационарных условиях в СПб ГБУЗ "Городская больница N26", было выдано направление N... от "дата", для уточнения диагноза " "... "".
По мнению административного истца, как следует из заявления от 09 декабря 09 года, ему было выставлено несуществующее заболевание, которое надлежало уточнить.
"дата" К. обжаловал решение Военного комиссариата Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга о направлении на дополнительное обследование во Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга (адм. дело N2а-8860/2019, после перерегистрации 2а-1423/2020).
Согласно официальному сайту Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга 23 июня 2020 года удовлетворены исковые требования К. по административному делу N 2а-1423/2020 о признании незаконным решения военного комиссара Качковского С.В. N... от "дата" о направлении К. на дополнительное обследование в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N26", выданное военным комиссаром Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дементьевым П.С.
Данное решение не вступило в законную силу находится на апелляционном обжаловании.
К заявлению о снятии с воинского учета по причине убытия за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев К. приложил (следует из приложения к заявлению): оригинал направления на дополнительное медицинское обследование N... от "дата", копии документов, подтверждающих факт выезда из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев (студенческая виза, билет авиакомпании).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
"дата" в адрес К. в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" был направлен ответ военного комиссара Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дементьева П.С. за N1\200.
В части доводов К. об обжаловании решения призывной комиссии о направлении на дополнительное обследование и подачи административного иска во Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга было разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации К. имеет право обжаловать решение призывной комиссии. По результатам рассмотрения жалобы, обязан незамедлительно явиться в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга для окончательного разрешения вопроса о призыве в Вооруженные силы Российской Федерации. В случае реализации жалобы после окончания текущего призыва, обязан явиться в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга "дата" к 9:00 с результатами клинических исследований ФЛГ и ЭКГ.
В части вопроса о снятии с воинского учета было разъяснено, что для снятия призывника с воинского учета, необходимо документальное подтверждение причин снятия с воинского учета, требуется написание заявление о снятии с воинского учета установленного образца в помещении военного комиссариата и личное присутствие призывника.
Суд первой инстанции, указав в решении, что "дата" зафиксировано обращение К. в военкомат с письменным заявлением о снятии его с воинского учета с указанием причины снятия - выезд за пределы Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев, страна убытия - Канада, с приложением копии студенческой визы и билета на самолет, с учетом произведенной фотофиксации факта подачи заявления, посчитал, что К. выполнены все необходимые условия для принятия военным комиссариатом Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга решения о снятии К. с воинского учета, что не принятие такого решения доказывает наличие бездействия военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С.В. длящееся с "дата" по не снятию К. с воинского учета связи с выбытием за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
Судебная коллегия, выводы суда первой инстанции, считает ошибочными и преждевременными, т.к. заявление К. в соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации было рассмотрено в установленные законом сроки, предусмотренные Федеральным законом N59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; ответ был дан компетентным должностным лицом - военным комиссаром Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дементьевым П.С, по месту воинского учета гражданина, который дал ответы по существу изложенных обстоятельств.
Ответ (уведомление) от "дата" за N.., подписанный военным комиссаром Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дементьевым П.С, рассмотревшим заявление, а также его иные действия (бездействия) К. вышестоящему должностному лицу военному комиссару г. Санкт-Петербурга Качковскому С.В. и/или в судебном порядке не оспаривались.
Круг ответчиков определиладминистративный истец, указав надлежащим ответчиком военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С.В, а также судом с согласия стороны административного истца привлечен в качестве соответчика ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" (протокол л.д.29).
В данном конкретном случае, административный истец оспаривает бездействие административного ответчика - военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С.В.
Судебная коллегия считает необходимым указать, К. в период осенней призывной кампании 2019 года проходил мероприятия связанные с призывом на военную службу, медицинское освидетельствование у врачей-специалистов, 07 октября 2019 года по ходатайству врача-терапевта административный истец был направлен военным комиссаром Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга на стационарное медицинское обследование в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N26" с подозрением на патологию желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), что отражено в личном деле призывника (л.д.52 и 55). Получил под роспись направление с обязательством явиться в военный комиссариат с его результатами "дата" (л.д.52). Административный истец не исполнил предписание военного комиссариата Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, в связи с чем, не было вынесено итоговое решение о категории годности К. к военной службе.
К. явился в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга 09 декабря 2019 года вместе с представителем О, зафиксировав посредством фотосъемки вход в помещение военного комиссариата (л.д.102, 105), проверку личности гражданина на входе (л.д.104), сдачу заявления о снятии с воинского учета с приложением ксерокопии документов в приемную военного комиссариата (л.д.103, 109, 110), затем покинув здание военкомата (л.д.107-108).
К. явился в районный военный комиссариат с готовым заявлением о снятии с воинского учета, с копиями документов (в том числе на иностранном языке), которые были переданы в приемную (студенческая виза без перевода, электронный авиабилет), которые должны были подтверждать уважительность причины снятия административного истца с воинского учета.
Является ли подпись в заявлении от "дата" подписью К. военный комиссариат установить не мог, т.к. заявление было составлено вне помещения военкомата, учитывая, что в заявлении уже содержится фраза (приложение п.2), что "подлинники документов предъявлены при подаче заявления". Доказательств обратному, что заявление было написано в приемной военкомата, суду не представлено.
Даже, если учесть, что подлинники документов имелись на руках у К. при подаче заявления работнику военного комиссариата, то данное обстоятельство не имеет правового значения, т.к. студенческая виза номер N... на период времени с "дата" по "дата", на которую ссылается истец, содержит текст на иностранном языке, без перевода на русский язык (л.д.81).
Согласно части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Документооборот в Российской Федерации осуществляется на русском языке.
В данном случае на К. лежала обязанность предоставить в военный комиссариат надлежащие документы, подтверждающие причины снятия с воинского учета. Ксерокопия визы с номером N... на период времени с "дата" по "дата" на иностранном языке не может быть признана судом надлежащим документом.
Кроме того, учитывая положения пункта 14, 23 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" военным комиссариатом проверяется правильность и полнота записей в удостоверении, а также в личном деле призывника, где изымается удостоверение, которое приобщается к материалам личного дела призывника.
В данном случае явка К. в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга "дата" и фотофиксация вручения заявления с приложением копий документов сотруднику комиссариата в части обоснования снятия с воинского учета, подтверждает лишь факт личной явки в военный комиссариат, но не подтверждает факта личного написания К. заявления о снятии с воинского учета. В данном случае, судебная коллегия расценивает действия К, как злоупотребление своими процессуальными правами. Получив, ответ военного комиссариата Фрунзенского района г Санкт-Петербурга, К. не явился в военкомат, не представил надлежащих документов, не написал заявления на личном приеме.
Доказательств того, что К. отказали в личном приеме "дата", суду не представлено.
На военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата, в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
"дата", в соответствии с обязательством о явке (л.д.52), К. не явился, где мог лично написать заявление о снятии с воинского учета, т.к. как следует из текста заявления о снятии с учета (л.д.77), административный истец знал, что зачислен "дата" на обучение по очной форме обучения по 2-летней программе "... " (Канада), начиная с "дата", а, значит, имел соответствующий документ, который был представлен для последующего получения студенческой визы, а, значит, мог быть представлен своевременно в военный комиссариат Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в пункте 23 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" не содержится на указание одного определенного документа в подтверждение оснований для выбытия за пределы Российской Федерации свыше 6 месяцев для снятия с воинского учета, а, значит, К. в праве был представить студенческую визу с надлежащим переводом на русский язык и\или приглашение образовательного учреждения Канады, или иной другой документ.
Сведений о том, что в отношении К. военным комиссаром Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга был вынесен отказ в снятии с воинского учета, судом апелляционной инстанции не установлено.
Сведений о том, что К. фактически "дата" убыл за пределы Российской Федерации и приступил к обучению в Канаде, суду первой инстанции и апелляционной инстанции не представлено.
Военный комиссар г. Санкт-Петербурга Качковский С.В. не принимает в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решения о снятии гражданина с воинского учета, такие решения находятся в компетенции военных комиссаров районов города, доказательств бездействия военного комиссара г. Санкт-Петербурга Качковского С.В. суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, К. "дата" в установленные законом сроки был дан исчерпывающий ответ, который действующему законодательству Российской Федерации не противоречит и не нарушает законные интересы К, учитывая, что К. надлежащих документов своего убытия в Канаду (на русском языке) не представил как в период с "дата" по "дата", так и после получения ответа военного комиссара Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга от "дата". При подготовке ответа военный комиссар Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дементьев П.С. руководствовался Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии со статьей 5 указанного Закона при рассмотрении обращений государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право... "получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов... ", а в соответствии со статей 10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо "дает письменный ответ по существу поставленных вопросов... ".
Судом первой инстанции неправильно определены существенные обстоятельства по делу, что привело к вынесению незаконного решения, учитывая, что в силу части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 53 Положения о воинском учете предусмотрена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, лично являться в военный комиссариат для постановки и снятия с воинского учета. Кроме того, если бы существовала возможность решить вопросы о снятии с воинского учета без присутствия К. и его личного заявления, то не было бы необходимости его приглашать в военный комиссариат. К. имел возможность после "дата" явиться лично в военный комиссариат, узнать судьбу своего заявления, учитывая его желания пройти обучение за пределами Российской Федерации.
Гражданин имеет право быть снятым с воинского учета, но при выполнении всех необходимых условий. Формальное совершение действий К. в рамках Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" явка в военкомат и фиксация факта передачи заявления, в данном конкретном случае, не дало возможности военному комиссариату рассмотреть вопрос о снятии его с воинского учета, учитывая, что военный комиссариат в ответе от "дата" указал какие недостатки необходимо устранить.
На день рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель административного истца пояснил, что заверенной надлежащим образом с переводом студенческой визы К. не имеет, иных документов представить не может.
Учитывая, что К. не оспаривает действия военного комиссара Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Дементьева П.С. и ответ данный на обращение от "дата", но обжалуя при этом бездействия военного комиссара ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" Качковского С.В, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Согласно части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить обжалуемое решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьей пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 июня 2020 года по административному делу N 2а-2519/2020 отменить.
Отказать К. в удовлетворении административного иска к военному комиссару г. Санкт-Петербурга Качковскому С. В, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" об оспаривании бездействия должностного лица.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.