Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Поповой Е.И, Стаховой Т.М.
при секретаре Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3233/2020 по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года по административному исковому заявлению Левина С.А. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжение.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя административного истца Левина С.А. - Радюка К.В. (по доверенности), представителя административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - Истомину В.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левин. С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным распоряжение административного ответчика от "дата" N... -р в части снятия административного истца с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях. В качестве мер по восстановлению нарушенного права Левин С.А. просил обязать администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты постановки.
В обоснование административного иска Левин С.А. указал, что "дата" был поставлен на учет нуждающихся в получении жилой площади в исполнительном комитете Красногвардейского района города Ленинграда.
Распоряжением администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р административный истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как с "дата" состоит в зарегистрированном браке с Левиной Е.А, которая с "дата" является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 76, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"
Вместе с тем, данное основание для снятия административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным, в виду того, что Левин С.А. после заключения брака, воспользовавшись правом предусмотренным статьей 31 Семейного кодекса Российской Федерации, не изменил своего места жительства. Административный истец не проживает и не зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". В связи с этим, жилая площадь супруги не могла быть учтена административным ответчиком при принятии оспариваемого распоряжения в соответствии с части 2 статьи 6 Федерального закона от "дата" N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" административное искового заявление удовлетворено, судом признано незаконным распоряжение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" N... -р о снятии С.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд постановилобязать администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга восстановить Левина С.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет - "дата".
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований, указав в обоснование доводов апелляционной жалобы на неправильность применения судом норм материального права и неверную оценку обстоятельств дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Левин С.А. с "дата" состоял на учете получения жилой площади в составе семьи из 10 человек, проживающих в комнате площадью 30, 08 кв.м. по адресу: "адрес" (л.д. 6).
На основании свидетельства NГ-342/19 от "дата" Левин С.А. приобрел право на предоставление социальной выплаты в размере 937 899 рублей 60 копеек за счет бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 7).
Распоряжением администрации от "дата" N... -р Левин С.А. был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (л.д. 54).
"дата" администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга в ответ на обращение Левина С.А. информировала заявителя о том, что на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств от "дата" супруге Л.Е.А. принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира общей площадью 76, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", жилищная обеспеченность его семьи стала превышать учетную норму и норму предоставления, установленную Законом Санкт-Петербурга, в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещениями по договору социального найма распоряжением администрации от "дата" N... -р Левин С.А. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При принятии распоряжения также учтено, что в учетном деле административного истца имеется справка о том, что Левин С.А. состоит на учете в "Центре учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" по адресу: "адрес" В со сроком действия до "дата". После истечения срока указанной справки сведения о месте жительства им в администрацию не представлены, в информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" сведения о месте его регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге отсутствуют (л.д. 9-10).
Аналогичные основания для снятия с учета содержатся в справке жилищной комиссии администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" (л.д.52).
Из обстоятельств дела следует, что действительно на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств от "дата" супруге административного истца Л.Е.А. принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира общей площадью 76, 3 кв.м, расположенная по адресу: "адрес". Указанное обстоятельство подтверждено административным истцом в административном исковом заявлении и признано в судебном заседании.
Вместе с тем, по условиям Соглашения о разделе совместно нажитого супругами во время брака имущества от "дата", заключенным между Левиным С.А. и Л.Е.А, недвижимое имущество находится в собственности того супруга, на чье имя оно зарегистрировано (п.п.1.1.2 Соглашения) (л.д.74).
Левин С.А. в квартиру супруги по адресу: Санкт "адрес" не вселялся и на регистрационном учете не состоял. В периоды с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" состоял на учете в СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" (л.д. 46). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Удовлетворяя требования административного иска, суд исходил из отсутствия законных оснований для снятия Левина С.А. с учета нуждающихся в жилых помещений, поскольку жилая площадь супруги административного истца не могла быть учтена при расчете его жилищной обеспеченности.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда постановлены в пределах заявленных требований, основаны на правильном применении закона, что подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63, 84 КАС РФ.
На дату постановки Левина С.А. на жилищный учет 23.07.1981 действовали Правила приема на учет и предоставления жилой площади в Ленинграде, утвержденные решением президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 03.05.1976 N27 (утратило силу с 01.04.1985 на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 22.04.1985 N 201/3 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде") (далее - Правила), в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 которых на учет по предоставлению жилой площади принимались граждане, не имеющие жилой площади или занимающие жилую площадь 4, 5 кв.м. и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах местных Советов, ведомств, жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.
В соответствии со статьями 1-3 Указа Президиума ВС РСФСР от 20.12.1983 "О порядке введения в действие Жилищного кодекса РСФСР" до приведения законодательства РСФСР в соответствие с Жилищным кодексом РСФСР действующие акты законодательства РСФСР, регулирующие жилищные отношения подлежали применению в части не противоречащей Жилищному кодексу РСФСР. В жилищных правоотношениях, возникших до введения в действие Жилищного кодекса РСФСР, осуществление прав и обязанностей сторон с 01.01.1984 подлежало регулированию Жилищным кодексом РСФСР.
Из положений пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до "дата", установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ, в соответствии с которой граждане, принятые на учет до указанной даты в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
При этом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до "дата" принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П "По жалобе гражданина С.А.В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет или снятие с учета.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии частью 2 которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Принимая оспариваемое распоряжение, административный ответчик исходил из того, что с учетом площади квартиры, принадлежащей супруге административного истца, обеспеченность Левина С.А. жилым помещением стала превышать учетную норму (на одного человека 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах) и норму предоставления (18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек), в связи с чем, оснований состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения у административного истца не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В силу части 1 статьи 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
По смыслу статьи 38 СК РФ (в редакции от 30.11.2011, действовавшей на момент заключения указанного соглашения) раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
В соответствии с условиями Соглашения о разделе общего нажитого супругами в период брака имущества от "дата", квартира, расположенная по адресу: "адрес" принадлежит Л.Е.А. и совместной собственностью супругов не является.
Указанное соглашение ничтожным в силу закона не является, никем не отменено и не оспорено.
Судом первой инстанции также установлено, что Левин С.А. в квартиру супруги не вселялся и не проживал, расходы по оплате жилья и коммунальных услуг не нес, общее хозяйство не вел.
Доказательств в опровержение указанного обстоятельства материалы настоящего административного дела не содержат.
С учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи собственника жилого помещения является факт проживания, в том числе регистрации, в жилом помещении, в связи с чем, в виду отсутствия у административного истца права пользования квартирой Л.Е.А, отсутствия нуждаемости последней в жилом помещении, размер принадлежащей ей жилой площади не подлежит учету при определении нуждаемости Левина С.А. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Делая вывод о незаконности оспариваемого распоряжении, судом принято во внимание, что административный истец жилой площади не имеет, состоит на регистрационном учете в СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для получения жилого помещения у Левина С.А. не утрачены, поскольку с момента постановки на учет и до принятия решения о снятии с учета его жилищные условия улучшены не были.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется. Все выводы, приведенные в судебном постановлении, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.