Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Шеломановой Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2020 года апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года по административному делу N 2а-106/2020 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Товариществу собственников жилья "Дом Чемпион", Иванову С. Н. о ликвидации юридического лица.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административного ответчика - Иванова С.Н, представителя административных ответчиков Иванова С.Н. и Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" - Грековой Н.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обратилась в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила ликвидировать товарищество собственников жилья "Дом Чемпион" (ИНН "... "), возложить обязанность на председателя правления Иванова С.Н. осуществить ликвидационные процедуры, предусмотренные законодательством, в отношении Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" (далее - ТСЖ "Дом Чемпион").
В обоснование иска административный истец ссылался на то, что по результатам проведенной проверки установлено, что наряду с созданным 2 февраля 2009 года для целей управления домом ТСЖ "Чемпион" (ИНН "... ") в доме по адресу: "адрес", свою деятельность осуществляет созданное на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 7 декабря 2017 года для тех же целей ТСЖ "Дом Чемпион" (ИНН "... "), что противоречит требованиям части 9 статьи 161, части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья для управления свои домом. Указанные нарушения по своему характеру носят неустранимый характер и являются достаточным правовым основанием для ликвидации ТСЖ "Дом Чемпион" в судебном порядке.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года заявленные требования о ликвидации Товарищество собственников жилья "Дом Чемпион" удовлетворены.
Постановленным решением на Иванова С.Н. возложена обязанность осуществить ликвидационные процедуры, предусмотренные действующим законодательством.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга и заинтересованное лицо конкурсный управляющий Товарищества собственников жилья "Чемпион" - Филиппов Р.В. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, как следует из материалов дела, 18 июля 2018 года ГЖИ Санкт-Петербурга на основании обращения конкурсного управляющего ТСЖ "Чемпиона" проведена внеплановая проверка в отношении ТСЖ "Чемпион" и ТСЖ "Дом Чемпион".
Из определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2019 года следует, что 2 февраля 2009 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации ТСЖ "Чемпион" (л.д. 52). Указанное ТСЖ создано на стадии строительства дома по адресу: "адрес" (дом сдан в декабре 2010 года) организацией застройщиком (л.д. 114).
На основании решения общего собрания собственников помещений, расположенных по адресу: "адрес", оформленного протоколом от 7 декабря 2017 года, создано Товарищество собственников жилья "Дом Чемпион", зарегистрированное в качестве юридического лица 15 декабря 2017 года.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 июля 2017 года по делу N N... в отношении ТСЖ "Чемпион" введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утвержден С.А.Ю.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 декабря 2017 года Товарищество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Савельев А.Ю. Полномочия руководителя должника по управлению и распоряжению имуществом должника прекращены (л.д.111).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 апреля 2018 года конкурсным управляющим утвержден Филиппов Р.В.
17 мая 2018 года конкурсный управляющий ТСЖ "Чемпион" Филиппов Р.В. обратился с заявлением в адрес административного истца с целью проведения проверки правомерности создания ТСЖ "Дом Чемпион" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", при наличии действующего ТСЖ "Чемпион".
Распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 11 июля 2018 года назначена проверка в отношении Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" (л.д. 14).
Актом проверки N N... от 18 июля 2018 года установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений, расположенных по адресу: "адрес", оформленного протоколом от 7 декабря 2017 года, создано Товарищество собственников жилья "Дом Чемпион". В ходе проведенной проверки, административный истец пришел к выводу, что решение от 7 декабря 2017 года не соответствует требованиям части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку принятие указанного решение привело к созданию более одного Товарищества собственников жилья в одном многоквартирном доме.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2019 года по делу N N... процедура наблюдения в отношении Товарищества собственников жилья "Чемпион" прекращена. Товарищество собственников жилья "Чемпион" признано несостоятельным (банкротом). В отношении Товарищества собственников жилья "Чемпион" введена процедура банкротства конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
1 февраля 2020 года между ПАО "ТГК N1", ООО "Андромеда" и ТСЖ "Дом Чемпион" заключен договор теплоснабжения N N... (на общедомовые нужды).
Разрешая заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что создание и осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом Товариществом собственников жилья "Дом Чемпион" при наличии ранее созданного для управления этим же многоквартирным домом Товарищества собственников жилья "Чемпион" является недопустимым, противоречит действующему жилищному законодательству, нарушает права собственников данного многоквартирного дома, поэтому такая мера реагирования в виде ликвидации Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" является соразмерной допущенным нарушениям.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам рассматриваемого дела, что привело к неправильному применению положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом", Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", Приказа Минстроя России от 28 января 2019 года N 44/пр.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктами 1, 3 пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно статье 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Положениями части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Обосновывая свои требования, административный истец ссылался на нарушение административным ответчиком положений статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, что является основанием для ликвидации юридического лица.
С указанным выводом согласился суд первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда постановлен без учета всех обстоятельства рассматриваемого дела, из которых следует, что выявленные нарушение при создание ТСЖ "Дом Чемпион" в настоящее время не могут быть расценены как неустранимые.
Так, решение о создании Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" в декабре 2017 года было принято собственниками помещений многоквартирного дома, в отличие от ТСЖ "Чемпион", созданного организацией застройщиком. В настоящее время ТСЖ "Чемпион" не имеет в своем составе в качестве членов собственников помещений многоквартирного дома. Административный ответчик с декабря 2017 года по настоящее время осуществляет управление многоквартирным домом, в то время, как в отношении ТСЖ "Чемпион" определением от 2 июля 2017 года введена процедура банкротства наблюдение, а в настоящее время - конкурсное производство.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, - отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер (пункт 2).
В силу приведенных норм органы государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации товарищества собственников жилья в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании Товарищества собственников жилья либо неисполнения Товариществом собственников жилья в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава Товарищества собственников жилья либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.
Судебная коллегия полагает, что поскольку указанные выше нормативные положения связывают возможность принятия судом решения о ликвидации юридического лица с установлением при рассмотрении дела определенных обстоятельств (неустранимые нарушения, вследствие которых управление многоквартирным домом одновременно осуществляют две управляющие организации), которых в рассматриваемом случае не установлено, то ликвидация Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион" приведет к ситуации, в которой многоквартирный дом по адресу: "адрес", останется без управляющего организации, созданной собственниками этого дома, что повлечет нарушения прав собственников помещений в указанном многоквартирном доме, поскольку материалами дела установлено, что Товарищество собственников жилья "Чемпион" функции управления многоквартирным домом не осуществляет, находиться в стадии банкротства.
Также судебная коллегия учитывает, что ни один из собственников многоквартирного дома не оспаривал решение о создании Товарищества собственников жилья "Дом Чемпион".
Судебная коллегия полагает, что заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о том, что ТСЖ "Дом Чемпион" создано исключительно в интересах собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", и с целью управления многоквартирным домом тогда, когда ранее созданное ТСЖ находилось в процедуре банкротства и фактически не исполняло свои обязанности управляющей организацией в отношении многоквартирного дома.
Учитывая приведенные правовые нормы в совокупности с доказательствами, представленными в материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными, поскольку при разрешении настоящего спора не установлено таких неустранимых нарушений требований законодательства при создании ТСЖ, которые могут быть положены в основу судебного постановления о его ликвидации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям. В удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2020 года - отменить. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в удовлетворении исковых требований о ликвидации юридического лица.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.