Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Поповой Е.И, Ивановой Ю.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2235/2020 по апелляционной жалобе администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года по административному иску Т.И.И. к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - М.Т.А. (по доверенности), возражения административного истца Т.И.И, судебная коллегия
установила:
Т.И.И. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным распоряжение названной районной администрации от "дата" N... об отказе во включении Т.И.И. в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В этом же иске Т.И.И. просил признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений в Санкт-Петербурге.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Т.И.И. просил возложить на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и предоставить ему по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления.
В обоснование поданного в суд иска Т.И.И. ссылалась на то обстоятельство, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жилым помещением, в соответствии с имеющейся у него по закону льготой, не обеспечивался, поэтому, несмотря на достижения возраста 23 лет, подлежит обеспечению жилой площадью специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по поводу чего обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в соответствующий список лиц, однако, распоряжением районной администрации от "дата" N... истцу отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то, что истцом не представлено документов, подтверждающих его отношение к названной категории лиц и наличия у него права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
По мнению Т.И.И, отказ районной администрации во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, является незаконным, поскольку истец является лицом, оставшимся без попечения родителей; собственником или нанимателем (членом семьи нанимателя) Т.И.И. не является; жилым помещением в льготном порядке не обеспечивался.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 августа 2020 года, признано незаконным распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" N... в части отказа во включении Т.И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Признано право Т.И.И. на жилищное обеспечение в порядке, предусмотренном статьёй 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а на администрацию района возложена обязанность включить Т.И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Этим же решением суда на администрацию района возложена обязанность предоставить Т.И.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления.
В апелляционной жалобе представитель администрации Красносельского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке N.., составленной "дата" администрацией Красноборского сельского поселения Холмского района Новгородской области, Т.И.И. проживал с родителями и сестрой в "адрес"; "дата" в связи со смертью матери и заключением отца в места лишения свободы выбыл в детский дом (л.д. 85).
С "дата" Т.И.И. находился в доме ребенка N... "адрес"; с "дата" Т.И.И. воспитывался в школьном детском доме "адрес", а с "дата" Т.И.И. являлся воспитанником "... " детского дома и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается соответствующими справками названных учреждений (л.д. 22, 29).
"дата" администрация Холмского детского дома обратилась с заявлением к главе администрации Холмского района Новгородской области, в котором просила поставить на очередь для приобретения жилья воспитанников детского дома, в том числе Т.И.И, в связи с тем, что дети, указанные в заявлении, поступили из других детских домов либо от родителей и не имеют жилых помещений для проживания (л.д. 79).
Постановлением администрации Холмского района Новгородской области от "дата" N... Т.И.И. поставлен на льготную очередь для получения жилья в отделе по работе с населением города Холм администрации Холмского района Новгородской области в соответствии со статьёй 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 80).
Согласно справке о регистрации, оформленной "дата" Отделом вселения и регистрационного учёта граждан Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Красносельского района", Т.И.И. с "дата" зарегистрирован по месту жительства в квартире "адрес" (л.д. 65).
"дата" Т.И.И. обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (л.д. 63-64).
Письмом администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Т.И.И. уведомлен о принятом районной администрацией распоряжении от "дата" N.., которым Т.И.И. отказано во включении в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга с указанием в качестве причины отказа на то обстоятельство, что Т.И.И. не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет законных оснований для оказания запрашиваемой государственной услуги (л.д. 55-56).
Как указано в письме районной администрации, Т.И.И. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Красносельского района Санкт-Петербурга не состоит; обращений в период до "дата" (до достижения 23 лет) по вопросу включения истца в список детей-сирот в администрацию не поступало; в "дата" истцу исполнилось 29 лет, следовательно, право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений он не имеет.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у администрация Красносельского района Санкт-Петербурга отсутствовали правовые основания для отказа Т.И.И. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, поскольку право на обеспечение жилым помещением за ним признано в "дата", которое истцом не реализовано до настоящего времени.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать обоснованными.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в частности, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу пункта 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, достигшие возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
Из письма администрации Холмского муниципального района Новгородской области от "дата" следует, что Т.И.И. с "дата" с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, о включении его в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, не обращался; постановление от "дата" N... о постановке Т.И.И. на льготную очередь на получение жилья администрацией района не отменялось (л.д. 54).
Согласно информации, предоставленной Министерством образования Новгородской области "дата", данное министерство с "дата" ведет список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; Т.И.И. с заявлением о включении в список детей-сирот не обращался, в данном списке не состоит, жилое помещение, как лицу из числа детей-сирот, ему не предоставлялось (л.д. 175).
Таким образом, суд первой инстанции с учётом полученных сведений обоснованно пришел к выводу о том, что Т.И.И. право на льготное обеспечение жилым помещением, которое признано за ним постановлением администрации Холмского района Новгородской области от "дата" N.., не реализовал, в связи с чем отказ администрации Красносельского района Санкт-Петербурга во включении Т.И.И. в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, нельзя признать законным.
Между тем, возлагая на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность предоставить Т.И.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления, судом первой инстанции не учтены правило пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающего, что порядок обеспечения лиц названной категории определяется законом субъекта Российской Федерации, а также положение пункта 7 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", согласно которому, жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты их включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, возложение судом первой инстанции на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанности предоставить Т.И.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда непосредственно после вступления решения суда в законную силу приведёт к нарушению прав других граждан, имеющих такую же как и истец льготу, но включенных в Список детей-сирот ранее Т.И.И, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации, в указанной части решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года по административному делу N 2а-2235/2020, изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции: возложить на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность предоставить Т.И.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" в порядке очерёдности, исходя из даты включения в список детей-сирот.
В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 августа 2020 года, оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.