Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В, судей
Шеломановой Л.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре
З.Н.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-751/2020 по апелляционной жалобе Х.Р.И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 19 февраля 2020 года по административному иску Х.Р.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - С.Д.И. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Х.Р.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу), в котором просил признать незаконным решения Управления от "дата" N.., N... об отказе в постановке на государственный кадастровый учет гаража N.., расположенного по адресу: "адрес".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просил суд возложить на Управление Росреестра по Санкт-Петербургу обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Х.Р.И. на указанный гараж.
В обоснование административного иска Х.Р.И. ссылался на то обстоятельство, что является членом Всероссийского Общества Автомобилистов Невской районной общественной организации МО ВОА ПО N... с "дата" и владеет гаражом, находящимся на земельном участке с кадастровым номером N.., который арендует названная общественная организация, в связи с чем, "дата" Х.Р.И. обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на данный гараж, однако решением государственного регистратора в предоставлении государственной услуги регистрации права собственности отказано, с указанием на то, что административный истец не является собственником земельного участка, а также не представлено разрешение на строительство гаража и акт его ввода в эксплуатацию.
По мнению Х.Р.И, обжалуемое решение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу являются незаконным, поскольку противоречит положениям статей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 26, 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и имущественные интересы административного истца.
Определениями Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, внесенными в протокол судебного заседания от 22 января 2020 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Всероссийское Общество Автомобилистов Невской районной общественной организации МО ВОА ПО N.., Комитет имущественных отношений по Санкт-Петербургу (л.д. 116).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 19 февраля 2020 года, в удовлетворении административного иска Х.Р.И. отказано.
В апелляционной жалобе Х.Р.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Административный истец Х.Р.И, представители заинтересованных лиц Всероссийского Общества Автомобилистов Невской районной общественной организации МО ВОА ПО N.., Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Удостоверением N.., выданным ПИБ Юго-Восточное - филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", подтверждается, что Х.Р.И. является владельцем гаража N.., расположенного по адресу: "адрес" на земельном участке, арендуемом Всероссийским обществом автомобилистов Невской районной общественной организации местное отделение ВОА ПО N... (л.д. 11, 13).
Х.Р.И. "дата" обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный выше гараж, приложив к заявлению технический план сооружения, свидетельство Невской "адрес"ной общественной организации МО ВОА ПО N.., подтверждающим наличие гаража N... на территории арендуемой Невской районной общественной организацией МО ВОА, а также удостоверение на гараж (временное сооружение) - л.д. 67-69.
"дата" Управление Росреестра по Санкт-Петербургу уведомило Х.Р.И. о приостановлении осуществления действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на гараж по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Решением Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от "дата" истцу отказано в осуществления действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на гараж по причине непредставления документов, свидетельствующих об устранении в установленный срок обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной регистрации права (л.д. 8-10).
Государственным регистратором в уведомлениях, направленных истцу, указано, что в отсутствие документов, подтверждающих право собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., Х.Р.И. не имеет правомочий на подачу заявления о государственном учете и государственной регистрации прав на созданное сооружение, расположенное по адресу: "адрес".
Кроме того, государственный регистратор, отказывая заявителю в предоставлении государственной услуги, сослался на то, что представленный заявителем технический план не позволяет сделать вывод о наличии у объекта признаков недвижимого имущества и отнести его к самостоятельным объектам недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету, поскольку документ, подтверждающий его создание (постройку) в качестве объекта недвижимости, отсутствуют; кроме того, сам технический план не соответствует подпункту 7 пункта 43 Требований к подготовке технического плана объекта недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, по причине отсутствия в техническом плане копии документа, подтверждающего присвоение в установленном порядке адреса объекта в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС).
Отказывая в удовлетворении административного иска Х.Р.И, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что названные в оспариваемом решении Управления Росреестра по Санкт-Петербургу обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности, правильно оценены и учтены государственным регистратором.
Приведённый в решении суда первой инстанции вывод следует признать обоснованным.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о государственной регистрации недвижимости), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости (оформленного в соответствии с положениями статьи 24 Закона о государственной регистрации) и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является не соответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого же Федерального закона.Согласно договору N.., заключенному "дата" между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Невской районной общественной организацией Санкт-Петербурга - местное отделение Всероссийского общества автомобилистов, с другой стороны, Комитет представил, а общественная организация приняла и использует на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес", площадью 11 581 м2, для хранения некоммерческой организацией транспортных средств автовладельцев (л.д. 93-100, 110-112). Из технического плана сооружения следует, что принадлежащий истцу гараж N.., находится по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N... (л.д. 73). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, Х.Р.И. правами на данный земельный участок (право собственности, иные вещные права) не обладает; документы, свидетельствующие о наличии у Х.Р.И. права собственности на указанный земельный участок, административным истцом не представлены.
Таким образом, государственным регистратором обоснованно указано на то, что Х.Р.И, не представив правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен гараж N.., не выполнил требование части 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации.Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Под объектом капитального строительства в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Объекты, по своим техническим характеристикам не подпадающие под понятие недвижимого имущества, относятся к временным сооружениям. В соответствии с Рекомендациями Нотариальной Палаты Санкт-Петербурга и Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга от 13 августа 1998 года "По вопросу оформления сделок и государственного учета гаражей на территории Санкт-Петербурга", под гаражами понимаются строения (помещения) предназначенные для хранения и ремонта автомобилей. В соответствии с пунктом 1.3 Рекомендаций, с точки зрения отнесения гаражей к недвижимому имуществу, право собственности или иные права, на которые подлежат государственной регистрации, различают капитальные и иные (некапитальные) гаражи. К капитальным относятся гаражи, строительство которых осуществлено на земельном участке, отведенном для этих целей в бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на срок более 10 лет или в собственность. К иным (некапитальным) относятся строения, отвод земельного участка для строительства которых осуществлялся на временной основе, то есть на срок до 10 лет. Таким образом, согласно указанным положениям закона недвижимое имущество может служить объектом права, если оно создано на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для сооружения капитального строения, с соблюдением градостроительных норм и правил, получением необходимых разрешений и согласований, принято в эксплуатацию в надлежащей форме.Доказательств создания гаража в качестве объекта недвижимости с отведением под такие цели земельного участка, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, не представлено. Доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок, на котором расположен гараж истца был отведен в пользование для строительства гаража на срок более 10 лет или передан в собственность истца, не представлено, соответственно гараж Х.Р.И. является временной постройкой, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
То обстоятельство, что спорный гараж является временной постройкой подтверждается также пунктом 2 договора аренды земельного участка N... от "дата", предусматривающим, что на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства; на участке расположено движимое имущество: гаражные строения, металлический забор, автоматический шлагбаум. Правоустанавливающим документом на гаражи не обладающие признаками капитального строения, а также документом, подтверждающим их государственный учет, проводимый в порядке, предусмотренном Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 29 декабря 1994 года N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга" являются удостоверения на гаражи, выдаваемы в порядке, установленном названным распоряжением. Следовательно, выданное Х.Р.И. Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" удостоверение N.., свидетельствует о некапитальном характере строения, в то время как, государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством подлежат только права на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в постановленном по делу решении обоснованно указал, что государственным регистратором сделан правильный вывод о том, что заявленный к кадастровому учету и регистрации гараж не относится к объектам недвижимости, что также являлось препятствием для регистрации права собственности и осуществлению кадастрового учета.Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г..N 943, установлено, что в реестре объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, помещении, машино-месте, едином недвижимом комплексе как адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде либо местоположение земельного участка в случаях, установленных федеральным законом, а также в случае, если такие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона. Требования к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953.
Так, согласно подпункту 7 пункта 43 Требований, в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включается адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра. В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта не завершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения. Из технического плана следует, что в разделе "Характеристики объекта недвижимости", в качестве адреса гаража указан "адрес" Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, не были устранены истцом в установленный уведомлением срок, постольку государственный регистратор, принимая решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на гараж, действовал в рамках предоставленных ему полномочий при наличии правовых оснований для принятия такого решения. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, и не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, разрешая административный иск, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 19 февраля 2020 года по административному делу N 2а-751/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.