Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шеломановой Л.В.
судей
Ильичевой Е.В, Поповой Е.И.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2021 года административное дело N 2а-3782/20 по апелляционной жалобе Зуенко В.Б. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2020 года по административному исковому заявлению Зуенко В.Б. к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя административного истца Зуенко В.Б.- Слободян М.Е. (по доверенности), представителя административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - Истомину В.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зуенко В.Б обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, и уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просила, признать незаконным решение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" в части отказа Зуенко В.Б. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В качестве обоснования административного искового заявления, административный истец указала, что "дата" через МФЦ были поданы документы на оказание государственной (муниципальной) услуги по постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для получения жилого помещения вне очереди, поскольку она страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от "дата" N... н "Об утверждении перечня тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". "дата" в МФЦ поступило уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от "дата" подписанное заместителем главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, где было указано, что заявитель обеспечена общей площадью жилого помещения сверх установленной законодательством учетной нормы, а также представлены не все документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, в частности, представлены только копии паспортов заявителя Зуенко В.Б. и ее мужа З.Е.В, не представлены сведения о месте жительства Зуенко Е.В. за последние 5 лет (справка о регистрации по месту жительства), которые отсутствуют в городской информационно-поисковой системе "Население. Жилой фонд". Как полагает административный истец, оспариваемое решение административного ответчика является незаконным и необоснованным и нарушает жилищные права административного истца, поскольку квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 57, 90 кв. м, в которой зарегистрирована Зуенко В.Б, с 1990 года, является трехкомнатной и принадлежит на праве собственности П.Г.М. - "... " доли и П.М.Ю. - "... " доли.
Вместе с Зуенко В.Б, в квартире зарегистрированы, и проживают ещё 4 человека: П.Г.М. (бабушка административного истца), П.М.Ю, (мать административного истца), Б, Я.С. (брак расторгнут, сестра административного истца), Богданова Д.Р, "дата" года рождения (племянница административного истца, дочь Б, Я.С.). Также административный истец указал, что у её мужа Зуенко Е.В. в собственности никаких жилых помещений не имеется, супруг имеет регистрацию по адресу: "адрес" "адрес", в частном доме с одной жилой комнатой площадью 21, 9 кв.м, где также зарегистрированы два человека, не являющиеся ему родственниками. Ранее по постоянному месту жительства в течение пятилетнего периода на момент подачи административным истцом заявления "дата" нигде не был зарегистрирован по постоянному месту жительства, о чем было написано объяснение при подаче заявления о предоставлении государственной услуги, соответственно не мог представить никакой другой документ. Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что фактически в одной квартире проживают разные семьи, которые на момент подачи заявления о простановке на учет не являлись одной семьёй. Кроме того административный истец имеет вторую группу инвалидности бессрочно, является инвалидом с детства, страдает заболеванием, которое относится к Перечню тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от "дата" N... н.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт- Петербурга от "дата" отказано в удовлетворении административного иска Зуенко В.Б.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств. В обоснование апелляционной жалобы Зуенко В.Б. указала, что суд первой инстанции при вынесении решения расширил перечень обстоятельств отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Зуенко В.Б. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимание положения частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" административный истец через Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
"дата" администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга Зуенко В.Б. отказано в предоставлении государственной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о чем административному истцу направлено уведомление об отказе N... Согласно данному уведомлению причиной отказа являются сведения о том, что семья Зуенко В.Б. в составе пяти человек занимает отдельную трехкомнатную квартиру общей площадью 57, 9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах. Жилищная обеспеченность семьи Зуенко В.Б. составляет 11, 58 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, что превышает учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга. Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга и пункта 2.6 Административного регламента, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от "дата" N... -р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", Зуенко В.Б. представлена копия ее паспорта и паспорта супруга Зуенко Е.В, и не представлена справка о регистрации супруга по месту жительства за последние 5 лет, указанные сведения отсутствуют в городской информационно-поисковой системе "Население. Жилой фонд" (л.д. 6, с обратной стороны).
Из представленных в материалы дела доказательств также следует, административный истец зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью 57, 90 кв. м расположенной по адресу: "адрес". В указанной квартире также зарегистрированы: П.Г.М. (собственник), П.М.Ю, (дочь собственника), Б, Я.С. (внучка собственника), Богданова Д.Р. (правнучка собственника) (л.д. 12).
Указанная квартира, расположенная по адресу: "адрес", на основании договора по передаче в собственность N... с "дата" принадлежит на праве собственности П.Г.М. (доля в праве 1/2) и на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию NН-1013 с "дата" П.М.Ю, (доля в паве 1/2), что подтверждается выпиской из ЕГРН и справкой о регистрации (л.д. 9-11, 12).
Согласно справке ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу филиал N... " Зуенко (Коничевой) В.Б, "дата" года рождения, с "дата" бессрочно установлена вторая группа инвалидности (л.д. 8 с обратной стороны).
Из содержания выписки из протокола врачебной комиссии от "дата" СПб ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N... " следует, что Зуенко В. Б. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от "дата" N... н "Об утверждении перечня тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (л.д. 13).
С "дата" Зуенко В.Б. (до брака Коничева) состоит в зарегистрированном браке с З.Е.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ТД N... (л.д. 14).
Муж административного истца Зуенко Е.В. с "дата" зарегистрирован по месту жительства: "адрес". Совместно с ним по указанному адресу также зарегистрированы Пагол Л. и Парфенов А.В, что подтверждается справкой о регистрации (л.д. 53).
Из представленных административным ответчиком суду апелляционной инстанции материалов персонального дела следует, что административным истцом к заявлению о постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях, от "дата" были приложены копии паспортов гражданина Российской Федерации Зуенко В.Б. и З.Е.В.
При этом, согласно данным паспорта Зуенко Е.В, выданного ТП N... ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Курортном районе Санкт-Петербурга "дата", последний до регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", других регистраций по месту жительства не имел.
Согласно ответу Федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от "дата", права Зуенко Е.В. с "дата" по "дата" на объекты недвижимости в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орловской области не зарегистрированы (л.д. 38).
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания Зуенко В.Б. в период с "дата" по "дата" зарегистрирована по адресу: "адрес". (л.д. 76).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что лица, зарегистрированные в квартире по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", являются членами одной семьи, при этом мать и бабушка являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, в связи с чем, уровень жилищной обеспеченности административного истца составляет 11.58 кв. м (57, 90/5 = 11, 58), что более учетной нормы, установленной в пункте 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге". Факт наличия у члена семьи тяжелой формы хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по мнению суда, не является достаточным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку такое условие предусматривает проживание в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с его носителем других семей, но не членов семьи данного гражданина. В тоже время суд учел, что Зуенко В.Б, в квартире расположенной по адресу: "адрес" не проживает.
Судебная коллегия не может согласиться с данным суждением суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С "дата" применению подлежит Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 года N 4-п, указал, что в отдельную категорию нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации выделяет граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 51). Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 187-О).
Обстоятельством, имеющим правовое значение для разрешения вопроса о признании граждан нуждающихся в жилом помещением по указанному основанию, является наличие или отсутствие семейных отношений между проживающими в одном жилом помещении гражданами на момент обращения одного из них с заявлением о постановке на учет.
Таким образом, по смыслу пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях необходимо наличие одновременно трех условий: в составе семьи имеется больной, страдающий хроническим заболеванием, предусмотренным Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Необходимым условием для постановки гражданина на учет в порядке улучшения жилищных условий является также признание его малоимущим.
Являясь исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей.
То есть законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по указанному основанию с проживанием их исключительно в квартире, которой присвоен статус коммунальной. Обстоятельством, имеющим правовое значение, является наличие или отсутствие семейных отношений между проживающими в одном жилом помещении гражданами на момент обращения одного из них с заявлением о постановке на учет.
В силу части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции признал всех, зарегистрированных в квартире по адресу: "адрес", членами одной семьи только в связи с тем, что они являются родственниками (бабушкой, мамой, сестрой, племянницей административного истца), вселенными в квартиру в разные периоды времени в составе членов одной семьи.
Однако, в силу статьи 31 ЖК РФ одного этого обстоятельства не достаточно для признания их членами одной семьи. К членам одной семьи, кроме супруга, детей и родителей, могут быть отнесены иные лица при условии, что они ведут общее хозяйство, имеют единый бюджет, совместно несут расходы на приобретение продуктов питания и предметов домашнего обихода.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6 и статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Зуенко В.Б. в подтверждение того, что она не является членами одной семьи с лицами, проживающими в спорной квартире, в том числе с бабушкой, сестрой, племянницей, ссылалась на то, что в указанной квартире она длительное время не проживает, а проживает по месту регистрации супруга, где на момент рассмотрения спора судом она значится зарегистрированной по месту пребывания, Зуенко Е.В. в квартиру по адресу ее регистрации не вселялся и не проживал. Указанные доказательства, по мнению суда апелляционной инстанции, опровергают вывод суда первой инстанции о наличии семейных связей между административным истцом и другими лицами, зарегистрированными в квартире.
Таким образом, у административного ответчика в силу вышеизложенных положений закона, с учетом имеющегося у Зуенко В.Б. заболевания, отсутствовали основания для отказа в ее постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях, по мотивам жилищной обеспеченности.
Кроме того, пункты 2.6.1.1, 2.7. Административного регламента, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 28 апреля 2017 года N 536-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Положениями пункта 3.2.3 указанного регламента на специалиста жилищного отдела возложена обязанность по направлению межведомственных запросов недостающих документов в целях предоставления государственной услуги. Таким образом, в целях проверки сведений о регистрации супруга заявителя за предыдущие пять лет, административный ответчик был обязан направить запросы в соответствующие компетентные органы. При этом, необходимо учесть, что Зуенко Е.В. о своей нуждаемости в жилых помещениях не заявлял.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга "дата" об отказе в принятии Зуенко В.Б. на учет нуждающихся в жилых помещениях, не является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта, в силу пунктов 2, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене.
При вышеизложенных обстоятельствах дела, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в целях восстановления жилищных прав административного истца, судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга обязанность повторно рассмотреть заявление Зуенко В.Б. от 20 февраля 2020 года о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2020 года отменить.
Признать незаконным, выраженный в уведомлении N... от "дата", отказ в предоставлении Зуенко В.Б. государственной услуги по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга повторно рассмотреть заявление Зуенко В.Б. от "дата" о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.