Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Ильичёвой Е.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4180/19 по апелляционной жалобе Федоровой Е.А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области к Федоровой Е.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика - Федорова А.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федоровой Е.А. о взыскании земельного налога за 2015, 2016 года в размере 5 718 рублей, пени в размере 68, 14 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Федорова Е.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N... За 2015 год был начислен земельный налог в размере 2 859 рублей. Административному ответчику направлено налоговое уведомление N... от "дата". Налог своевременно уплачен не был в связи с чем, "дата" налогоплательщику было направлено требование об уплате налога N... За 2016 год начислен земельный налог в размере 2 859 рублей. Федоровой Е.А. направлено налоговое уведомление N... от "дата". Налог своевременно уплачен не был в связи с чем, "дата" налогоплательщику было направлено требование об уплате налога N...
До настоящего времени недоимка по налогам и пени административным ответчиком не оплачены.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязательств по уплате налога и пени, административный истец обратился к мировому судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга "дата" вынесен судебный приказ о взыскании с Федоровой Е.А. недоимки по земельному налогу в общем размере 5 786, 14 рублей, а также государственная пошлина в бюджет Санкт-Петербурга в размере 200 рублей, который был отменен "дата" в связи с поступлением возражений административного ответчика относительного его исполнения.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от "дата" административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от "дата" решение Выборгского городского суда Ленинградской области от "дата" отменено. Дело направлено для рассмотрения по подсудности в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" административные исковые требования удовлетворены. С Федоровой Е.А. взыскан земельный налог за 2015, 2016 годы в размере 5 718 рублей, пени по земельному налогу в размере 68, 14 рублей.
Этим же решением суд взыскал с Федоровой Е.А. в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Федорова Е.А. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, в удовлетворении требований административного иска отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам о взыскании обязательных платежей и санкций неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Административный истец об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
В спорный налоговый период Федоровой Е.А. на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" кадастровый N...
ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области "дата" направила в адрес Федоровой Е.А. налоговое уведомление N... от "дата" об уплате земельного налога за 2015 год, за указанный объект налогообложения, в размере 2 859 рублей со сроком уплаты до "дата" (л.д. 10-12).
В связи с неуплатой налога "дата" в адрес налогоплательщика направлено требование N... по состоянию на "дата" об уплате вышеназванной задолженности по земельному налогу и пени по земельному налогу в сумме 17, 50 рублей в срок до "дата" (л.д. 16, 17).
"дата" налоговым органом в адрес административного ответчика направлено уведомление N... от "дата" об уплате земельного налога за 2016 год в размере 2 859 рублей со сроком уплаты до "дата" (л.д. 13-15).
"дата" Федоровой Е.А. направлено требование N... по состоянию на "дата" об уплате задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 2 859 рублей и пени по земельному налогу в сумме 50, 99 рублей в срок до "дата" (л.д. 19, 20).
Требование об уплате налога и пени налогоплательщиком не исполнено.
Мировым судьей судебного участка N... Санкт-Петербурга "дата" вынесен судебный приказ о взыскании с Федоровой Е.А. недоимки по земельному налогу за указанные налоговые периоды в общем размере 5 786, 14 рублей, а также государственная пошлина в бюджет Санкт-Петербурга в размере 200 рублей, который был отменен "дата" в связи с поступлением возражений административного ответчика относительного его исполнения (л.д.8).
В рассматриваемой апелляционной жалобе, обжалуя решение суда о взыскании поименованных обязательных платежей, Федорова Е.А. ссылается на пропуск налоговым органом срока обращения в суд. Однако, данный довод апелляционной жалобы не может быть положен в основу отмены решения суда исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст. 286 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, сумма налога превысила 3 000 рублей при выставлении требований об уплате земельного налога и пени за 2016 год. Согласно последнему требованию N... о взыскании земельного налога за 2016 год срок уплаты задолженности по налогу и пени установлен до "дата".
С заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области обратилась "дата" (л.д.93), то есть с соблюдением срока, установленного абзацем 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам приказного производства N2а-639/2018-12 указанная задолженность была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка N... Санкт-Петербурга от "дата". Данный судебный приказ отменен определением от "дата" в связи с поступлением возражений от должника.
Административный истец обратился в суд с иском "дата", в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа "дата".
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 03.04.2019 административные исковые требования удовлетворены (л.д.41-45).
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от "дата" решение Выборгского городского суда Ленинградской области от "дата" отменено. Дело направлено для рассмотрения по подсудности в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга (л.д.70-74).
Учитывая изложенное, доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на подачу административного иска о взыскании земельного налога за 2015, 2016 годы являются несостоятельными и были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Проверив расчет налога, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные налоговые ставки, учтена действующая налоговая база в отношении спорного земельного участка, расчет является арифметически верным, обоснованным по праву.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с Федоровой Е.А. земельного налога за 2015, 2016 годы в сумме 5 714 рублей.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Налоговым органом начислена пеня, соответственно, за периоды с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", которые ограничены по сроку моментом выставления требования. Представленный расчет пени судом проверен, является арифметически правильным (л.д. 18, 21).
Правильность расчета пени на недоимку по земельному налогу административным ответчиком не оспорена, апелляционной инстанцией расчет проверен, арифметических ошибок не содержит.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 рублей.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с даты его принятия через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.