Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 02 февраля 2021 года в судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2020 года в отношении
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, адрес места нахождения: гор. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции М.А. от 01 сентября 2020 года N... ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Вина ОАО "РЖД" установлена в следующем.
27 июля 2020 года в 11 часов 34 минуты по адресу: "адрес" (от 19 км 125 м до 21 км 780 м), кадастровый N... и адресу: "адрес", кадастровый N.., выявлены нарушения ОАО "РЖД" требований к осуществлению мероприятий по содержанию элементов благоустройства, а именно: газонное покрытие содержится в ненадлежащем состоянии - имеет повреждения в виде частичного отсутствия травяного покрова, плиточное покрытие содержится в неисправном состоянии - имеет повреждения в виде частичного отсутствия и разлома плит.
Решением судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2020 года постановление заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции М.А. от 01 сентября 2020 года N... отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник Государственной административно-технической инспекции О.Ю. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения судьи районного суда от 07 декабря 2020 года.
В обоснование жалобы указал, что судьей районного суда сделан необоснованный вывод об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Начальник Государственной административно-технической инспекции О.Ю. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Законный представитель ОАО "РЖД" генеральный директор О.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие с участием защитника.
Защитник ОАО "РЖД" Ж.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
По ходатайству защитника к материалам дела приобщено обращение начальника дирекции филиала ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция инфраструктуры к Северо-Западному транспортному прокурору о рассмотрении вопроса об обращении в суд с административным исковым заявлением к Правительству Санкт-Петербурга о признании недействующими в части отдельных положений Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", а также приобщены копии судебных актов, представленных в адрес Северо-Западного транспортного прокурора с указанным обращением.
Главный специалист-юрисконсульт нормативно-правового отдела ГАТИ А.А, будучи допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, показала, что постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в связи с чем, отмене не подлежало.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из требований ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие всестороннему, полному и объективному исследованию в их совокупности.
Основанием отмены постановления заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции М.А. от 01 сентября 2020 года N... по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" в отношении ОАО "РЖД" послужил вывод о том, что Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга не распространяют свое действие на территорию земельных участков с кадастровыми номерами N... и N.., так как они представляют собой полосу отвода железнодорожного транспорта.
Кроме того, судья районного суда пришел к выводу о том, что полномочия ГАТИ не распространяются на территорию земельных участков с кадастровыми номерами N... и N...
С изложенными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Пунктом 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 данной статьи.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц, содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно - гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Как следует из преамбулы Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" данный Закон Санкт-Петербурга направлен на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и разграничивает полномочия между органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере регулирования благоустройства в Санкт-Петербурге.
В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2015 N 891-180 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Правил, указанные Правила обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Правила действуют на всей территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2 Приложения N 2 к Правилам к элементам благоустройства Санкт-Петербурга относятся: покрытия (включая грунтовое покрытие, асфальтовое покрытие, мощение, полимерное покрытие, щебеночное покрытие, песчано-гравийное покрытие, плиточное покрытие), а также планировочное устройство, в том числе озеленение в виде газонов.
В соответствии с п. 1.1 Приложения N 5 к Правилам уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В соответствии с п. 2.3 Приложения N 5 к Правилам мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают в себя ремонт элементов благоустройства.
Как следует из представленного ГАТИ материала дела об административном правонарушении, на территории земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... находятся не только объекты железнодорожного транспорта, но и пешеходные дорожки (л.д. 22-25), и тротуар (л.д. 61-63), которые используются не только в целях обеспечения функционирования железнодорожного транспорта, но и для обеспечения свободного прохода неограниченного круга лиц по данным территориям и доступа к объектам железнодорожного транспорта, что находится в неразрывной связи с необходимостью обеспечения прав этих лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга не распространяют свое действие на территорию земельных участков с кадастровыми номерами N... и N.., находящихся в полосе отвода, является преждевременным и необоснованным, сделанным без учета конкретных обстоятельств настоящего дела, в том числе отдельных характеристик указанных земельных участков.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 утверждено Положение о Государственной административно-технической инспекции (далее - Положение).
В соответствии с п.п. 2.1, 2.3 Положения Инспекция осуществляет региональный государственный контроль в области благоустройства в Санкт-Петербурге, рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
Следовательно, ГАТИ наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля в области благоустройства на территории, на которой подлежат применению требования Правил благоустройства.
Вывод судьи районного суда об отсутствии у Инспекции полномочий по регулированию вопросов, связанных с содержанием земель железнодорожного транспорта, расположенных на территории Санкт-Петербурга, сделан без надлежащей оценки действующего законодательства, связанного с осуществлением регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге.
Кроме того, судом вышестоящей судебной инстанции установлено следующее.
Определением заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции М.А. от 01.09.2020 года дело N... об административном правонарушении, предусмотренном п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70, и дело N... об административном правонарушении, предусмотренном п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70, в отношении ОАО "РЖД" объединены в одно производство на основании ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении N... от 06.08.2020 года следует, что 27 июля 2020 года в 11 часов 34 минуты по адресу: "адрес" (от 19 км 125 м до 21 км 780 м), кадастровый N.., выявлено нарушение ОАО "РЖД" требований к осуществлению мероприятий по содержанию элементов благоустройства, а именно: газонное покрытие содержится в ненадлежащем состоянии - имеет повреждения в виде частичного отсутствия травяного покрова.
При этом, как следует из протокола об административном правонарушении N... от 06.08.2020 года, 27 июля 2020 года в 11 часов 48 минут по адресу: "адрес", кадастровый N.., выявлено нарушение ОАО "РЖД" требований к осуществлению мероприятий по содержанию элементов благоустройства, а именно: плиточное покрытие содержится в неисправном состоянии - имеет повреждения в виде частичного отсутствия и разлома плит.
Таким образом, из материалов дела следует, что 27 июля 2020 года в ходе проведенной проверки были выявлены два допущенных ОАО "РЖД" нарушения, совершенных по разным адресам и выявленных в разное время, каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, отсутствовали предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях основания для объединения в одно производство двух дел об административных правонарушениях в отношении ОАО "РЖД" и назначения административного наказания по правилам ч.ч. 2, 3 ст. 4.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства рассмотрения дел об административных правонарушениях, правомерность объединения их в одно производство, не оценены судьей районного суда в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11) установлено, что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить допущенные процессуальные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства и с учетом доводов жалобы, принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Решение судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 декабря 2020 года по жалобе на постановление заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции М.А. от 01 сентября 2020 года N... по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 11 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - отменить.
Жалобу защитника ОАО "РЖД" Ж.В. на постановление заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции М.А. от 01 сентября 2020 года N... возвратить в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья А.В. Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.