Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника администрации сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района Чегодина В.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Шекснинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области от 15 мая 2020 г., решение судьи Шекснинского районного суда Вологодской области от 6 июля 2020 г. и решение судьи Вологодского областного суда от 12 августа 2020 г., вынесенные в отношении администрации сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Шекснинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области от 15 мая 2020 г. администрация сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Шекснинского районного суда Вологодской области от 6 июля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 12 августа 2020 г, постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Шекснинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области от 15 мая 2020 г. изменено, администрации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района Чегодин В.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу в связи с наличием неустранимых сомнений в виновности администрации.
Изучение доводов жалобы и представленных с ней материалов дела об административном правонарушении позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Согласно постановлению Правительства Вологодской области от 30.03.2020 N 307 "Об установлении особого противопожарного режима на территории области" с 01.04.2020 по 11.05.2020 на территории области установлен особый противопожарный режим (за исключением земель лесного комплекса).
Согласно части 2 дополнительных требований пожарной безопасности (приложение к постановлению от 30.03.2020 N 307) в период действия особого противопожарного режима органы местного самоуправления поселений обязаны организовать очистку земель населенных пунктов от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов и очистку прилегающих к населенным пунктам земель на полосе шириной не менее 10 метров с прокладкой противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосы шириной не менее 1, 4 метра или устройством иного противопожарного барьера.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, 21 апреля 2020 г, в 11 часов 00 минут, в ходе планового рейдового осмотра территории деревни Шеломово Железнодорожного сельского поселения Шекснинского района выявлены нарушения администрацией сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района пожарной безопасности, а именно:
- в деревне Шеломово не обеспечена очистка прилегающих к данному населенному пункту земель на полосе шириной не менее 10 метров с прокладкой противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосы шириной не менее 1, 4 метра или устройством иного противопожарного барьера, чем нарушены требования пункта 72.3. Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и пункта 2 приложения к постановлению Правительства Вологодской области от 30.03.2020 N 307 "Об установлении особого противопожарного режима на территории области";
- допущено складирование горючих материалов, мусора на территории, прилегающей к лесу в деревне Шеломово на границе населенного пункта с лесничеством (лесопарком), на территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), чем нарушены требования пункта 79 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Факт совершения названным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений части 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Шекснинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Вологодской области от 15 мая 2020 г, решение судьи Шекснинского районного суда Вологодской области от 6 июля 2020 г. и решение судьи Вологодского областного суда от 12 августа 2020 г, вынесенные в отношении администрации сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации сельского поселения Железнодорожное Шекснинского района Чегодина В.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.